Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Климатические репарации в центре повестки форума COP27

Климатические репарации в центре повестки форума COP27

От развитых стран требуют ежегодные гранты на 100 миллиардов долларов

Российская делегация едет на климатическую конференцию ООН в Египте с требованием отмены технологических санкций против России. Но результата не будет, считают эксперты. Хорошо уже то, что РФ, вероятно, избежит требований ежегодных климатических репараций в 100 млрд долл.

Климатические репарации должны быть в центре обсуждений на климатической конференции ООН (COP27), которая начнется в ближайшее воскресенье. Такой тезис продвигают участники и эксперты Всемирного экономического форума (WEF). Конференция COP27 проходит на фоне катастрофических наводнений в Пакистане и Нигерии, рекордных засух на Африканском Роге и в Китае, длительных периодов тепловых волн над Европой и Индией и рекордных ураганов, обрушившихся на США.

Обсуждение будет сосредоточено на том, должны ли богатые страны, которые выбрасывали большую часть углекислого газа, исторически подпитывающего изменение климата, компенсировать «потери и ущерб» развивающимся странам, которые не внесли существенного вклада в проблему и не подготовлены к ее последствиям, считают во Всемирном экономическом форуме. Там напоминают, что еще в 2009 году развитые страны обязались выделять по 100 млрд долл. ежегодно, но так никогда и не сделали этого. Теперь цель выделения этой суммы перенесена на 2023 год. На саммите в Египте развитые страны столкнутся с давлением развивающихся стран, которые будут требовать выплат ущерба и потерь – то есть своеобразных климатических репараций. Официальный термин «потери и ущерб» подразумевает те негативные последствия изменения климата, которых нельзя избежать с помощью защитных мер, адаптации или подготовки к рискам стихийных бедствий.

Самый яркий пример «ущерба и потерь» – это последствия наводнений в Пакистана, общие потери от которых оцениваются в 40 млрд долл. Сегодня в Пакистане говорят о финансовом и гуманитарном кризисе, а власти требуют от глобальных кредиторов списаний или рассрочек по внешнему долгу.

К 2050 году экономические потери и ущерб в развивающихся странах оцениваются в 1–1,8 трлн долл. Но деньги от развитых стран требуют немедленно.

Развитые страны возражают против термина «климатические репарации или компенсации» и против самого принципа выплат за что-либо, сделанное в прошлом. Они признают лишь необходимость «климатического финансировани» в целом, без упоминания слова "компенсации», – объясняет директор климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин. По его словам, развитые страны уже предоставляют около 85 млрд долларов в год в виде кредитов, финансирования проектов и программ, а также грантов. Развивающиеся страны, естественно, добиваются увеличения общей суммы до 100 и более миллиардов в год, но особенно роста доли грантов и сокращения доли кредитов. Больших средств на меры адаптации. Приоритет политики развитых стран – это финансирование с привлечением частных средств и коммерческое страхование ущерба.

«Конечно, нужно адаптироваться заблаговременно, это касается всех», – объясняет эксперт. «Например, Москва провела мероприятия по адаптации к более сильным ветрам – не 20, а 30 метров в секунду. В частности, были укреплены автобусные остановки и другие потенциально опасные конструкции. И теперь потенциальный ущерб будет меньше», – рассказывает Кокорин. По его словам, сегодня многие страны сталкиваются с гораздо более интенсивными, пусть и более редкими осадками, что создает опасность селей, наводнений , а затем засух. Адаптироваться к такому изменению климата вполне возможно, но действовать и получать финансирование надо заранее.

У российских чиновников свои надежды на климатический саммит. Россия на конференции ООН по изменению климата COP27 будет продвигать вывод низкоуглеродных технологий из-под санкций, заявил первый замглавы Минэкономразвития России Илья Торосов. Но Алексей Кокорин отмечает, что никаких практических решений по этому вопросу в Египте принято быть не может, так как это не входит в мандат конференции и ее повестку дня.

«У России, как и других стран, на климатических переговорах есть свои приоритеты. Сейчас к ним можно отнести продвижение технологической нейтральности, поддержку проектов по поглощению парниковых газов, противодействие дискриминационным климатическим мерам в международной торговле. Санкции против РФ объективно создают препятствия как для достижения национальных климатических целей, так и для развития климатического сотрудничества и поддержки сокращения выбросов и увеличения их поглощения в других странах», – объясняет Ирина Поминова, руководитель направления «Климат и зеленая энергетика» Центра стратегических разработок (ЦСР). По ее словам, понимание этой логики есть и на Западе. В середине прошлого года, во время визита спецпредставителя президента США по климату Джона Керри в Москву вопросы смягчения санкций для климатических проектов уже поднимались. «На конференции в Египте в текущих геополитических условиях решения по санкциям маловероятны, но поднимать и обсуждать этот вопрос нужно», – считает Поминова.

На переговорах о выделении 100 млрд долл. помощи следует вспомнить о статусе России как страны с переходной экономикой, которая не имеет обязательств по оказанию финансовой помощи, но и не является ее целевым получателем. При этом Россия может оказывать поддержку развивающемся странам на добровольной основе, что она и делала, отмечает Перминова. Вопрос о финансовых обязательствах стран со статусом переходной экономики может быть поднят, но решение по нему должно быть коллективным, то есть без учета мнения этих стран оно принято не будет.

Между тем в России уже готовы пересматривать планы по реализации низкоуглеродных проектов. Так, вице-премьер Александр Новак заявил, что Россия намерена пересмотреть планы по экспорту водорода в сторону снижения.

«Россия до сих пор подвержена бюрократической инерции по реализации низкоуглеродных инициатив, хотя очевидно, что в условиях масштабной экономической войны Запада против России есть другие, куда более важные приоритеты, чем зеленая повестка», – отмечает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. Тем более что отход от этой зеленой повестки реализует сама Европа через увеличение использования угля или планов добычи газа с помощью фрекинга. «Прежние аргументы о приспособлении к трансграничному углеродному налогу ЕС (CBAM) уже неактуальны – с российского рынка российских поставщиков все равно выбрасывают по политическим санкционным мотивам», – отмечает Митрахович.

Президент РФ Владимир Путин не будет участвовать в 27-й конференции ООН по изменению климата, сообщил советник главы государства Руслан Эдельгериев.

Автор: Михаил Сергеев

Источник: НГ, 31.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики