Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ужасное проклятье

Ужасное проклятье

Активное продвижение в массы теории ресурсного проклятья дает свои результаты. Социологи свидетельствуют, что уже больше половины россиян видят в дорожающей нефти причину торможения развития страны. Логика тут простая: сверхдоходы от дорожающей нефти развращают элиту, не создавая стимулов для развития других сегментов экономики, кроме сырьевых.

Правда, история знает примеры стран, где в свое время доминировал как раз сырьевой комплекс, но почему-то им удалось изменить структуру экономики, не уничтожая при этом нефтегазовой промышленности. Возьмем США, которые остаются самой крупной сырьевой экономикой мира. Они соревнуются с нами за первое место по добыче газа и уверенно держат второе место в мире по добыче угля и третье место по добыче нефти. В нефтегазовом комплексе США занято 9,2 млн человек, в то время как во всей добыче полезных ископаемых в России — менее одного миллиона. Понятно, что сегодня экономика США весьма диверсифицирована. Но ведь в конце XIX в. именно нефтяная промышленность была ключевой отраслью. А многие американцы вообще сомневались, что нефть есть за пределами штата Пенсильвания. Но «проклятисты» и тут не сдаются — по их версии, США не были серьезным экспортером нефти, которая к тому же еще не являлась биржевым товаром.

Возьмем современную Норвегию. Но она слишком маленькая. Ладно, тогда посмотрим на Канаду или Австралию. И вот тут предъявляется самый «убойный» аргумент — ресурсное проклятье, оказывается, как огня боится качественных институтов. И в странах с эффективными институтами не работает.

Забавно, что 10 лет назад во всем также винили сырьевой комплекс. Но тогда главной целью была диверсификация экономики и сокращение доли нефтегазовой промышленности. Для чего предлагалось повысить налоги на нефтегаз с целью стимулирования вложений в обрабатывающие производства.

Это может показаться удивительным, но определенная диверсификация экономики у нас и вправду произошла. Конечно, если судить по структуре ВВП, то ее не особо видно. Зато структура занятости показывает довольно любопытные цифры. У нас есть и обрабатывающая промышленность, и сфера услуг, развитие которой еще перестроечными экономистами называлось в качестве главного признака современной экономики. В обрабатывающей промышленности у нас занято 10,5 млн человек, т. е. в 10 с лишним раз больше, чем в добывающей. Почти 12 млн человек работает в торговле, 6 млн — в образовании, почти 5 млн — в здравоохранении и соцуслугах, 1,2 млн — в гостиничном и ресторанном бизнесе, 1,1 млн занято финансовой деятельностью. Выходит, что работающих в сфере услуг и обрабатывающей промышленности много. А толку от них мало. Но это не мешает им во всем винить дорогую нефть и сырьевую зависимость.

Если вся нефть и газ исчезнут, то люди вряд ли станут работать лучше, а элита тут же побежит реформировать институты. Вовсе не наличие нефтегазового комплекса держит людей на печке. А эффективность институтов в стране никак не связана с объемом нефтяных и газовых запасов.

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: Ведомости, 12.04.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики