Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Президент Путин заявил о возможности создания крупного газового хаба в Турции

Президент Путин заявил о возможности создания крупного газового хаба в Турции

Выступая на международном форуме «Российская энергетическая неделя-2022», президент РФ Владимир Путин заявил о возможности создания крупного газового хаба в Турции взамен не работающих сегодня газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2».

По словам российского лидера, после диверсии на «Северных потоках» утраченный объем транзита можно было бы переместить из Балтийского моря в черноморскую акваторию для обеспечения большей безопасности. «Сделать, таким образом, основными маршрутами поставки нашего топлива, нашего природного газа в Европу через Турцию, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы, — если, конечно, в этом заинтересованы наши парт­неры. Но в целом экономическая целесообразность, конечно, есть, и уровень безопасности здесь, судя по последним событиям, конечно, значительно выше», — объяснял президент России.

Это заявление, похоже, было неожиданным для турецкой стороны. «Мы впервые слышим о вопросе снабжения Европы обходными маршрутами, о котором говорил в своем выступлении президент Путин. Поэтому пока рано давать оценки», — процитировало министра энергетики Турции Фатиха Донмеза Reuters. Правда, на следующий день глава РФ проинформировал турецкого лидера, а еще через день уже сам Эрдоган заявил, что международный газовый хаб будет создан в европейской части страны в кратчайшие сроки.

Естественно, поддержал идею политического руководства страны и глава «Газпрома» Алексей Миллер. «Утерянные мощности на севере, на Балтике, могут быть перенесены в Черное море — это актуальная и своевременная постановка вопроса», — сказал он. Миллер полагает, что черноморский маршрут гораздо безопаснее, чем балтийский. Газопровод «Турецкий поток» проходит только через две экономические зоны и через территориальные воды двух стран — России и Турции. Глубина моря там гораздо больше, чем на балтийской трассе, — 2 км 150 м против 210 метров. «Турецкий поток» показал себя как надежный маршрут поставок газа как в Турцию, так и на европейский рынок», — заявил руководитель «Газпрома».

Столь быстрый темп развития инициативы создания нового газового центра оставляет множество вопросов: что это будет за хаб, зачем он нужен и как будет работать? Наиболее понятной в истории с новым проектом является общая идея российского руководства. РФ полностью меняет свою стратегию в вопросе взаимодействия с европейскими потребителями газа. Если ранее десятилетиями Москва стремилась довести газ до конечного потребителя в Европе, строя за собственный счет газопроводы и беря на себя риски при доставке топлива, то теперь Россия разочаровалась в такой стратегии. Ведь мало того что европейские политики и общественность не воспринимали подобные действия со стороны РФ как свидетельство желания конструктивно сотрудничать. Это стало трактоваться еще и как угроза. В ответ российское руководство инициирует теперь пересмотр стратегии продаж газа европейским клиентам: если вы не хотите, чтобы мы доставляли газ непосредственно на ваши рынки, тогда мы будем передавать его на границе Европы, а дальше вы сами тяните газ до своих потребителей — стройте за свой счет инфраструктуру, берите на себя все риски по транзиту и т. д.

Озвученная идея создания турецкого хаба для поставок российского голубого топлива в ЕС выглядит достаточно неожиданно, но лишь на первый взгляд, считает главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Идея создания хаба для продажи российского газа в страны Евросоюза на территории Турции обсуждалась еще на стадии реализации проекта «Турецкий поток», напоминает эксперт. Один из вариантов предполагал, что такой хаб будет создан на турецко-греческой границе и страны ЕС станут самостоятельно строить инфраструктуру для приема газа из РФ на своей территории.

Кроме того, отмечает Громов, еще ранее, в рамках реализации проекта «Южный поток», предшественника «Турецкого потока», предполагалось, что общая мощность трубопровода для поставок российского газа по дну Черного моря составит 63 млрд куб. м в год. Таким образом, у РФ уже существует «трубопроводный» задел как минимум на своей территории для удвоения поставок по южному коридору. Остается лишь достроить необходимые трубы на 31,5 млрд куб. м. в рамках существующего маршрута «Турецкого потока» через Черное море и согласовать с Анкарой условия дальнейшего партнерства в части маркетинга российского газа на европейском рынке, полагает эксперт.

«Это не новая идея, — соглашается со своим коллегой замес­титель директора Фонда национальной энергетической без­опасности Алексей Гривач. — Ее уже обсуждали в 2014 году, когда Болгария под нажимом старших товарищей сорвала реализацию проекта «Южный поток». Тогда мы сразу же договорились с Турцией о перенаправлении всех четырех планировавшихся ниток к ее побережью с дальнейшим созданием газораспределительного хаба на границе Турции и ЕС». Этой перспективы очень испугались в Западной Европе, говорит эксперт, после чего предложили вместо большого проекта в направлении Турции построить еще один газопровод через Балтийское море, чтобы не стать чрезмерно зависимыми от турецкого транзита. Сейчас проблема Турции состоит в недостаточном объеме газа, который поступает на ее территорию, и в невозможности поставлять оттуда продукцию широкому кругу потребителей», — констатирует аналитик.

А вот независимый эксперт по энергетике Александр Собко обращает внимание на множество технических трудностей, стоящих перед данным проектом. «Северное направление, конечно, более удобное, чем южное. Во-первых, в северо-западной Европе находятся основные центры потребления. Разве что в Италию проще будет поставлять. Во-вторых, нет потенциальной конкуренции в будущем с газом из других источников, например, из Восточного Средиземноморья и дополнительных объемов из Азербайджана», — считает эксперт. Он отмечает также, что непонятна ситуация с подводящим коридором по территории России, поскольку в «Газпроме» заявляли о демонтаже лишних труб для «Южного потока». Кроме того, большие объемы газа при нынешней инфраструктуре на юге ЕС возможно будет доставить, очевидно, только до Австрии. «Сложная история в любом случае, особенно сейчас, когда у ЕС есть планы по отказу от газа вообще и российского особенно», — заключает Собко.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 31.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики