Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт назвал выгоды для белорусской экономики от запуска БелАЭС

Эксперт назвал выгоды для белорусской экономики от запуска БелАЭС

3 ноября исполняется 2 года с момента подключения к сети первого реактора Белорусской АЭС, построенной по российским технологиям. По словам президента Беларуси Александра Лукашенко, благодаря строительству объекта в стране возникла целая новая отрасль и появилась своя школа кадров, республика стала полноценной ядерной державой. Как отмечали в «Росатоме», развитие атомной энергетики стало особенно актуальным в условиях санкций, а проект БелАЭС входит в число приоритетных для госкорпорации. Москва и Минск регулярно обмениваются опытом по модернизации работы станции.

Россия – мировой лидер в области ядерных технологий. Российские АЭС являются одними из самых безопасных, а российская корпорация «Росатом» – один из самых надежных поставщиков продукции атомной промышленности. Проект Белорусской АЭС предусматривает строительство двух энергоблоков, первый из которых был запущен в 2020 г., а второй планируется сдать в промышленную эксплуатацию в 2022 г. Согласно проекту, выработка электроэнергии двумя блоками БелАЭС обеспечит примерно половину от электропотребления всей страны.

В Минске подчеркивали, что к июню 2022 г. запуск первого блока станции позволил республике сэкономить более $390 млн или 1 млрд бел. руб. При этом в правительстве также допускают расширение станции. По сообщению Минэнерго республики, БелАЭС позволила заместить значительную часть других видов топлива, удешевить производство электроэнергии, повысить электропотребление, что дало импульс развитию экономики страны в целом. В ЕЭК также признали успех Минска в атомной энергетике и заявили о планах внедрить белорусский опыт в рамках ЕАЭС. Подробнее о выгодах работы БелАЭС для экономики Беларуси рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

– Игорь Валерьевич, в ходе недавней поездки на станцию министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич отметил ее значительный вклад в укрепление энергетической безопасности страны. В чем это выражается?

– До ввода в строй АЭС большая часть электроэнергии в Беларуси производилась на газовых станциях, и поэтому она хоть немного разбавляет эту «гегемонию» газа. К тому же, с точки зрения энергетического баланса всегда выгодно и безопасно, чтобы один источник энергии не доминировал так сильно, как это было до запуска атомной станции. Более 95% электроэнергии Беларуси вырабатывалось на газовых станциях, а теперь часть энергии вырабатывается на АЭС, поэтому основное ее значение заключается в дегазификации энергетического баланса.

– Сколько БелАЭС позволяет республике экономить на газе?

– По нынешним меркам цены на газ для Беларуси воспринимаются как «копеечные», поскольку составляют до $129 за тыс. кубометров. Например, в Европе летом цена на газ взлетала до $3 тыс. за кубометр. Но, конечно, БелАЭС позволяет экономить. Один энергоблок атомной станции позволяет экономить около 3 млрд куб. м газа в год. Соответственно, два энергоблока, которые предусмотрены на станции, позволят сэкономить почти 6 млрд куб. м газа в год. Условия работы БелАЭС довольно комфортны для Минска, и это более выгодно, чем закупать такой объем газа у России. Это большой объем, поскольку Беларусь у России закупает порядка 20-21 млрд куб. м газа в год.

– По словам премьер-министра Беларуси Романа Головченко, республика рассматривает вопрос об экономической целесообразности строительства дополнительных энергоблоков на БелАЭС. При каком сценарии это может быть актуально?

– Здесь прежде всего возникает вопрос финансирования. Возможно, Минск и готов построить дополнительные блоки, но тут надо вспомнить, что Россия давала кредит на строительство атомной станции, и его часть осталась неизрасходованной после завершения строительства. Были договоренности, что средства останутся в Беларуси и будут использованы на других проектах. Остается открытым вопрос, сможет ли Минск через «Росатом» договориться о предоставлении еще одного кредита для строительства новых блоков. Какие при этом могут быть условия, тоже неизвестно, но безвозмездный вариант в сегодняшних реалиях вряд ли возможен. Решение по кредиту для первой станции принималось в гораздо более комфортных экономических условиях для России.

К тому же, «Газпром» сейчас теряет европейский рынок. Поэтому, если будет радикально сокращаться еще и белорусский рынок, это, конечно, для него будет невыгодно. В прошлом году «Газпром» в Европу поставил 155 млрд куб. м газа, а его крупнейшими покупателями были Германия, Италия и Турция. Доля, которую потребляла Беларусь, стоит на втором месте после Германии. Если кто-то отказывается от покупок газа, то «Газпрому» приходится снижать уровень добычи, чего, конечно, ему делать не хочется. Отсюда большой вопрос, будет ли Россия одобрять строительство новых энергоблоков.

Беседовал Владимир Крапоткин

Источник: Евразия.Эксперт, 03.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики