Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть готовится к эмбарго

Нефть готовится к эмбарго

Как Россия будет продавать топливо после начала действия ограничений

До введения эмбарго на российскую нефть остается один месяц. С 5 декабря под запрет подпадают поставки сырья, а с 5 февраля — нефтепродуктов. Евросоюз утвердил санкции еще летом в рамках шестого пакета. Исключение сделано для Болгарии и Хорватии. София сможет импортировать нефть из России по морю до конца 2024-го. А в Хорватию продолжат ввозить вакуумный газойль. Также продолжатся поставки энергоресурсов по нефтепроводу «Дружба» в Чехию, Словакию и Венгрию.

Правда, по мнению госсекретаря США Энтони Блинкена, Россия согласится экспортировать нефть и странам, которые введут полоток цен для функционирования собственной экономики.

Как ограничения отразятся на Москве и Брюсселе? “Ъ FM” обсудил этот вопрос с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым: «Россия находит клиентов на нефть, потому что сохраняется скидка в $20 на каждый баррель. Но смогут ли российские компании к 5 декабря найти покупателей для всех объемов, которые шли в Европу? Второй вопрос — будет ли достаточно флота для того, чтобы перевести все те объемы, которые раньше шли в Европу, в Азию? Но и тут мы видим признаки того, что ведется некая работа, например, истории со скупкой флота.

Какие последствия ждут те страны, которые, собственно, не ввели эмбарго? В Европе будет происходить два параллельных процесса. С одной стороны, мы просто меняемся рынками сбыта с другими производителями, поэтому в ЕС вместо российских придут поставщики с азиатских рынков — Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Ирака.

Другая тенденция — вынос на аутсорс переработки нефти. На протяжении 2022 года мы видим, что Индия массово скупает российскую нефть. Часть — для себя, а часть она перерабатывает на прибрежных НПЗ и продает нефтепродукты обратно в Европу. Затраты на доставку будут больше, но за это в итоге заплатит конечный потребитель».

Западные страны планируют ввести не только эмбарго, но и потолок цен на российскую нефть. Меру согласовали страны G7, члены ЕС и Австралия. Когда ограничение начнет действовать, покупатели по всему миру не смогут приобретать сырье из России дороже определенной планки. Предельную цену ни Вашингтон, ни Брюссель до сих пор не определили. Как и другие параметры механизма, хотя он должен заработать одновременно с эмбарго.

Зарубежные СМИ утверждали, что потолок собираются установить на уровне 60 долларов за баррель. Позже Bloomberg сообщил, что лимит могут смягчить. А затем агентство узнало, что США не станут вводить ограничение раньше 19 января.

В Кремле не раз отмечали, что прекратят поставлять нефть в те страны, которые поддержат санкции. Такое решение Москвы окажет значительное влияние на рынок, считают эксперты. Но и для России введение эмбарго, как и потолка цен — серьезное потрясение, отмечает аналитик «БКС Мир Инвестиций» Евгений Миронюк: «Текущие котировки в районе $95 за баррель Brent могут выглядеть достаточно низкими. При этом спред с Urals будет незначительно увеличиваться. В первом квартале 2023 года, возможно, он достигнет $30.

Российский бюджет существенно пострадает, будет сохраняться дефицит. Это в конечном итоге может привести к некоторому сокращению промышленного производства, внешнего грузооборота и объема розничной торговли. В то же время самый острый период по снижению доходов от нефти может прийтись на конец 2022 года и первый квартал 2023-го. Будет и переориентация потоков нефти на азиатские рынки. Предстоит перенаправить около 0,5 млн баррелей в сутки».

Аналитики не сомневаются, что Россия сможет перенаправить поставки из ЕС — в Азию и, прежде всего, Индию и Китай. Однако поставлять нефть даже в эти страны Москве станет сложнее и, к тому же, менее выгодно. Дело в том, что в Европе и США хотят запретить своим компаниям страховать и перевозить российское сырье, которое продадут дороже ценового потолка. В Великобритании, где располагается 90% мирового бизнеса страхования в этой сфере, уже заявили, что введут ограничение с 5 декабря.

Это означает, что получать услуги от западных корпораций России будет труднее, а они оказывают ключевое влияние на рынок транспортировки. В ответ, как выяснил Bloomberg, Москва создает свой теневой флот. Агентство уточняет, что это сложная и скрытая сеть «судов, собственников, портов и безопасных проходов».

Механизм, в теории, должен помочь обойти санкции, говорит заместитель руководителя Экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев: «У нас есть пример Тегерана. Некоторые западные источники оценивают общий экспорт нефти и нефтепродуктов из Ирана в 2,5-3 мбд. Если мы посмотрим не те показатели, которые удается увидеть по отслеживанию судов, то увидим, что экспорт из Ирана составляет 0,5 мбд, то есть порядка 2 мбд, может быть, чуть больше — это и есть теневой флот.

Технически, организация перевозок российской нефти будет очень масштабной. Очень многое будет зависеть от того, насколько Евросоюз, Соединенные Штаты и их союзники будут готовы действовать жестко, во-первых, в отношении компаний, которые будут этим заниматься. Во-вторых, в случае какого-то жесткого сценария, у России есть слабое место — это то, что крупнейшие нефтеналивные терминалы находятся на Балтике. Потенциально страны ЕС могут организовать досмотр танкеров, например, на выходе из датских заливов».

Эксперты говорят, что возможны и другие схемы обхода санкций: перегрузка нефти в море, смешение российского сырья с иностранным, а также реэкспорт энергоресурсов в третьи страны, например, Турцию.

При этом руководство нефтетрейдера Vitol прогнозирует, что даже с учетом вариантов обхода санкций — экспорт российской нефти снизится. Согласно прогнозу, показатели могут упасть на 1 млн баррелей в сутки.

Автор: Иван Хорушевский

Источник: КоммерсантЪ FM, 05.11.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики