Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговая реформа в нефтянке может затянуться из-за Таможенного союза

Налоговая реформа в нефтянке может затянуться из-за Таможенного союза

Реформа налогообложения в нефтяной отрасли, так называемая «60-66», должна быть согласована с Белоруссией и Казахстаном в рамках Таможенного союза. Если Астану изменения экспортных пошлин практически не затронут, то в случае с Минском это может обернуться очередным обострением российско-белорусских отношений. В итоге процедура согласования в состоянии затянуть введение налогового режима.

«Есть вопросы, связанные с единым таможенным пространством. Россия не может принимать решение об изменении таможенных пошлин без согласования со странами — участницами Таможенного союза», — сказал РБК daily источник в Минфине. По его словам, это определенная процедура, связанная с обсуждением и одобрением Комиссии Таможенного союза, которая займет определенное время. «Пока вопрос официально не поставлен правительством России, обсуждение не начнется. Поэтому те сроки, которые сейчас называются, очень оптимистичны», — резюмирует собеседник. Представители Комиссии Таможенного союза на вопросы РБК daily о процедуре согласования нового налогового режима не ответили.

Со стороны Казахстана проблемы с одобрением системы «60-66» возникнут вряд ли, в первую очередь из-за незначительного оборота между странами. Так, например, в прошлом году Россия поставила в Казахстан 3,77 млн т нефти, тогда как в самой стране было добыто около 100 млн т. Белоруссия, собственная добыча которой не превышает 3 млн т в год, напротив, сильно зависит от российского «черного золота».

В конце прошлого года после продолжительных переговоров президенту Белоруссии Александру Лукашенко удалось уговорить Россию обнулить экспортную пошлину на нефть, ввозимую в страну. Вместе с тем Белоруссия обязалась выплачивать в российский бюджет пошлину на все нефтепродукты (по российским ставкам), продаваемые за пределы страны. Таким образом, белорусская казна недосчиталась нескольких миллиардов долларов, но все же осталась в плюсе, ведь налог на экспорт нефтепродуктов существенно ниже экспортной пошлины на сырую нефть.

Белорусские НПЗ не славятся большой глубиной переработки, и полученные темные нефтепродукты выгодно гнать в Европу, где их используют как сырье для нефтехимической промышленности. Подобной схемой пользуются и российские нефтяники, и именно с ней призван бороться новый налоговый режим «60-66».

Для Белоруссии, экономика которой переживает не самые простые времена, повышение экспортных пошлин на темные нефтепродукты может стать серьезным ударом, так как лишит ее одного из основных источников дохода, поясняет аналитик Газ­промбанка Александр Назаров. По его мнению, руководство страны так просто не уступит в этом вопросе и может в очередной раз пригрозить альтернативными вариантами импорта нефти.

«В любом случае даже с новыми пошлинами на нефтепродукты переработка российской нефти будет более рентабельна, чем венесуэльской», — говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. В сложившейся ситуации, когда страна на грани экономического краха, Александру Лукашенко не до особых споров и очередной «нефтяной войны» не последует, считает эксперт.

Кроме того, у России есть главный «козырь в рукаве». В документах, подписанных с Белоруссией в рамках Таможенного союза в декабре прошлого года, есть пункт, который позволяет Москве увеличить экспортные пошлины на нефтепродукты, выводимые из Белоруссии, до уровня пошлин на нефть, сохраняя при этом льготный режим налогообложения в пределах России, пояснят юрист компании «Юков, Хренов и партнеры» Марина Краснобаева.

Автор: Евгения Корытина

Источник: РБК Daily, 19.04.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики