Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Азию идут европейские танкеры с российской нефтью, которые могут стать «призраками»

В Азию идут европейские танкеры с российской нефтью, которые могут стать «призраками»

Не менее 15 европейских танкеров с российской нефтью направляются в Азию и прибудут туда после 5 декабря, когда «Большая семерка» обещала ввести потолок цен на сырье из России. Однако лимит стоимости до сих пор не установили. Его введение в последний момент грозит тем, что танкеры потеряют страховку и европейские судовладельцы обязаны будут остановить транспортировку, если цена груза окажется выше установленной.

Не менее 15 танкеров идут вдоль берегов Европы из портов в Балтийском море и транспортируют российскую нефть в Азию с прибытием в конечный пункт после 5 декабря. Об этом свидетельствуют данные навигационных порталов. Так, например, греческое судно Kythira Warrior следует из Усть-Луги в Сингапур и должно прибыть туда 18 декабря. Мальтийский танкер Syra, в свою очередь, доставит груз в индийскую Сику 6 декабря, а HAI II под либерийским флагом — 22 декабря в китайский порт Циньдао.

Всего на борту 15 танкеров находится не менее 12−13 млн баррелей российской нефти стоимостью более $ 800 млн. Судя по открытым базам данных, владельцем нескольких судов может быть российский «Совкомфлот», но не менее 8 танкеров принадлежат европейским судовладельцам, в основном с греческой регистрацией и, очевидно, страховкой судна и груза в странах ЕС.

Такая ситуация с судами грозит тем, что после 5 декабря, не добравшись еще до пункта назначения, они могут стать «призраками». Дело в том, что тогда Евросоюз должен ввести лимит цены на российскую нефть и европейскому бизнесу станет запрещено оказывать любые услуги по транспортировке российской нефти в третьи страны, если стоимость груза превышает установленные ограничения.

Какие они? Неизвестно до сих пор. На днях глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен дала интервью Bloomberg и сообщила, что конкретные параметры потолка цен еще не установлены. Таким образом, может оказаться, что идущие в Азию танкеры перевозят нефть, проданную по «завышенной» цене. Министр финансов США Джанет Йеллен называла ориентировочный лимит в $ 60. Позже в СМИ сообщали о возможной планке в $ 63−64. Однако в последнее время нефть сорта Urals торгуется в среднем в районе $ 70 за баррель и такая же цена заложена в бюджет России на следующий год.

И если случится несоответствие, то у танкеров и грузов аннулируют страховку, и транспортировка должна быть прекращена.

Возможно, при объявлении потолка цен Брюссель сообщит и о неких исключениях для грузов, которые уже находятся в пути. Однако это только предположения.

«Мы можем увидеть отсрочку введения потолка цены в ЕС. США уже говорили о переносе сроков для загруженных до 5 декабря танкеров на 19 января», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Он отмечает, что США пытаются максимально успокоить рынок и смягчить введение ограничительных мер.

«Ведь 5 декабря должны были заработать сразу два вида санкций (в том числе эмбарго на поставки нефти в ЕС морским путем, кроме Болгарии). Это добавляло нервозности. Соответственно, цены росли. И под удар попадают импортеры, в том числе США и страны ЕС. Поэтому США разводят санкции», — отмечает аналитик ФНЭБ. По его мнению, не исключено, что введение может переноситься неоднократно под видом формирования новой коалиции, так как в реальности США выгодно оттягивать введение санкций из-за полной неопределенности с последствиями.

«Вопрос сейчас состоит в том, достаточно ли у России флота, чтобы переориентировать поставки на Азию и игнорировать требования „Большой семерки“. Это неизвестно. В случае нехватки судов экспорт сократится. И тогда в первую очередь также пострадают импортеры, так как нефть будет дорожать, будет раскручиваться инфляция, которую будут гасить ростом ставки центрального банка, а это ведет к рецессии. Поэтому ни США, ни Евросоюзу не хотелось бы идти по такому сценарию. Но и отказаться от потолка цены как меры антироссийского давления они тоже не могут, потому что уже заявили», — добавил Игорь Юшков.

Как писало EADaily, в декабре Европа откажется от российской нефти, а с февраля — от нефтепродуктов. Изменение глобальных потоков нефти удлинит маршруты и сделает их более затратными. Обеим сторонам понадобится большое количество дополнительных танкеров, заявляют судовладельцы. Для России ситуацию усложняют планы «Большой семерки» запретить транспортировку и страхование ее нефти и нефтепродуктов в страны, которые не поддержат лимит цен. Однако есть «серый» танкерный флот, который уже наращивают под Россию.

Источник: EADaily, 15.11.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики