Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша признала зависимость от российского нефтепровода «Дружба»

Польша признала зависимость от российского нефтепровода «Дружба»

Польша способна продолжить импорт российской нефти с трубопровода «Дружба», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. Ситуация на нефтяном рынке ухудшается, а трубопроводные поставки сырья не подпадают под европейские санкции.

Польша возвращается к российской нефти

Ведущий польский нефтепереработчик компания Orlen подала заявку в «Транснефть» на поставку в 2023 году 3 млн тонн российской нефти по нефтепроводу «Дружба», сообщает «Коммерсант» со ссылкой на неназванные источники.

Польша вместе с ФРГ получают российское сырье по северной ветке «Дружбы», такие поставки не подпадают под европейское эмбарго, но это не помешало Берлину и Варшаве заявить об отказе импортировать нефть по «Дружбе» с 1 января 2023 года.

Однако ситуация на нефтяном рынке ухудшается, и это мотивирует поляков пересмотреть позицию.

Теоретически польский запрос может быть связан с Чехией, где у Orlen серьезные позиции, но скорее всего разговор идет об импорте напрямую в Польшу, которая не нашла прямую замену объемов российской нефти, несмотря на контракт с саудитами.

«Принятые ЕС антироссийские санкции не предусматривают ограничений на работу нефтепровода “Дружба”, но Германия и Польша в инициативном порядке заявили о желании прекратить импорт по этому маршруту с 2023 года. Это их политическое решение , которое не вызвано санкционными ограничениями. Они всегда могут от него отказаться и вернуться к покупке нефти в России», - констатирует энергоэксперт Станислав Митрахович.

Orlen появилась в 1999 года после слияния двух созданных в эпоху ПНР польских нефтеперерабатывающих производств – C.P.N. и PKN, оба предприятия были рассчитаны на российское сырье, которое они продолжают потреблять в 2022 году.

«Решение Orlen будет зависеть от общего расклада сил в Польше на конец 2022 года, когда станет понятно, хватает ли предприятию пропускной мощности порта Гданьск для закупки нефти морским путем», - заключает Митрахович.

Кроме Гданьска для замены импорта из РФ по северному участку «Дружбы» существует германский порт Росток, но их инфраструктура не проектировалась для таких объемов – разговор идет о 500 тысячах баррелей черного золота в сутки.

Не исключен вариант, что в Orlen пришли к выводу о недостаточности возможностей Гданьска.

«В Orlen будут ориентироваться на отношения ЕС и России на январь 2023 года. Возможно, там ожидают компромисс по украинскому кризису, который даст компании возможность продлить поставки», - резюмирует Митрахович.

Польша признала зависимость от российского нефтепровода «Дружба»

Польша ведет курс на прекращение сотрудничества с РФ, но боится, что не найдет замену российской нефти в условиях роста глобального дефицита и цен.

«Многое зависит от политики: Польша сегодня идет на такие вещи, как экспроприация российской собственности, как это случилось в случае с газопроводом «Ямал – Европа», поэтому отказ от действующего контракта является плевым делом для Варшавы, запрос Orlen ничего не гарантирует», - констатирует Митрахович.

Многое зависит от Германии

Ситуация нервная, что подтверждает вчерашняя история с поражением украинской зенитной ракетой польского трактора в районе населенного пункта Пшеводув.

Однако поляки руководствуются национальными интересами и готовы на компромисс с Россией, несмотря на агрессивную риторику Варшавы. Это их отличает от немцев, которые ради политики ценностей готовы разрушить собственную энергетику.

Работа германских НПЗ в Шведте и Лойне зависит от поставок нефти через «Дружбу», но Берлин под руководством министра экономики Роберта Хабека саботирует сотрудничество с Москвой по энергоресурсам и пытается выдавить «Роснефть» из Германии.

У немцев, в отличие от поляков, нет контракта на поставку нефти с саудитами, а работа Хабека по поиску альтернативного РФ импорта не дала результата. Отказ ФРГ от «Дружбы» приведет к дефициту нефтепродуктов не только на востоке страны, но и в ЕС.

«Польша обладает портом Гданьск: если Варшава загрузит его под польские нужды, то тогда проблемы Orlen будут решены, но на Германию эти мощности не рассчитаны. Здесь нужно учитывать, что НПЗ в Шведте это огромное предприятие, которое поставляет нефтепродукты на рынок западной части Польши. В Варшаве из-за этого есть нервные настроения по перспективам на 2023 год», - заключает Митрахович.

Очевидно, что Хабек способен пойти на принцип и парализовать работу НПЗ в Шведте.

«В целом Польша и Германия зависят от импорта по “Дружбе” меньше Венгрии, Словакии и Чехии. Данные страны не имеют выхода к морю, и им еще сложнее заменить российские поставки сырья», - резюмирует Митрахович.

Вчера на южном участке «Дружбы» случилась остановка, и мы увидели к какому кризису это может привести. МИД Венгрии вечером сообщил о восстановлении транзита через Украину, но теперь данная магистраль считается уязвимой инфраструктурой.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 16.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики