Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эмбарго на российский дизель добьет европейскую экономику

Эмбарго на российский дизель добьет европейскую экономику

Евросоюз продолжает зависеть от импорта нефтепродуктов из РФ. Отказ от российского дизеля и полное соблюдение режима эмбарго приведет к астрономическому росту цен на топливо в Европе, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Страны ЕС увеличили импорт российского дизеля

Топливные трейдеры готовятся к эмбарго на нефтепродукты из РФ, которое будет введено в ЕС с 5 февраля 2023 года, сообщает информационное агентство Reuters.

Поставки российского дизеля в три крупнейшие в Евросоюзе порта Бенилюкса Амстердам – Роттердам – Антверпен с 1 по 12 ноября 2022 года выросли до 215 тысяч баррелей в сутки, что на 126% больше, чем за аналогичный период октября.

В ноябре доля российского дизеля в европейском импорте возросла с 39% в октябре до 44% в ноябре. В феврале 2022 года данный показатель превышал 50%, с тех пор он снизился, однако РФ остается ведущим игроком на европейском рынке.

«ЕС должен будет обеспечить поставки 500-600 тысяч тонн дизельного топлива в сутки, чтобы заменить российские объемы. Для этого будут задействованы рынки США, Ближнего Востока и Индии», - заметил аналитик рынка нефтепродуктов FGE Юджин Линделл.

Сегодня Россия поставляет индийским НПЗ порядка 2 млн баррелей нефти в сутки, поэтому если европейцы наладят взаимодействие с Индией, то это превратится в усложненный вариант перекупки российских производных.

Данный факт гарантирует удорожание оптовой стоимости топлива в ЕС, причем ситуация может принять катастрофичный оборот в случае, если европейцы полностью выполнят все, что прописано в их эмбарго на российские нефть и нефтепродукты.

Любое неудачное действие Брюсселя обернется ростом цен на топливо.

Эмбарго на топливо является проблемой для ЕС

«Рост цен на топливо в Евросоюзе фиксируется в течение многих месяцев, хотя он не идет лавинообразно или по экспоненте. Стоимость бензина и дизеля сегодня в Европе высокая, отчасти европейцы к этому привыкли, но ситуация продолжает у них вызывать недовольство», - заключает энергоэксперт Станислав Митрахович.

Россия остается ведущим поставщиком нефти и нефтепродуктов на рынок ЕС, поэтому эмбарго на российское сырье и его производные ударит по европейским потребителям.

«В Евросоюзе существуют страны – в первую очередь это Германия, где зависимость от российского импорта остается высокой. Не исключаю, что Польша сегодня рассматривает вариант с продолжением импорта нефти по трубопроводу «Дружба», чтобы не допустить роста цен на топливо», - резюмирует Митрахович.

Варшава вместе с Берлином собираются отказаться от импорта по нефтепроводу «Дружба» (он не подпадает под нефтяное эмбарго, которое начнет действовать с 5 декабря 2022 года) с 1 января 2023 года, но в таком случае в Германии остановятся НПЗ в Шведе и Лойне, а самой Польше придется докупать нефть по крайне высоким ценам.

«В Евросоюзе намечается комплексная дизельно-нефтяная проблема. Если брать дизель, то в мире с ним неважно. В США несколько недель назад уровень запасов был самым низким со времен президента Гарри Трумена», - констатирует Митрахович.

Проблемы у Евросоюза будут, а интрига заключается в их масштабах и в том, а смогут ли европейцы смириться с последствиями или все-таки возникнут протесты.

«Если Европа решит не договариваться с Москвой по сохранению части поставок, произойдет увеличение экспорта топлива из других регионов нефти, включая те, которые перерабатывают российскую нефть», - заключает Митрахович.

Кроме Индии здесь нужно назвать Турцию, которая в два раза увеличила закупки российской нефти. Акнара пытается воспользоваться ситуацией и сделать из себя посредника по экспорту других отечественных товаров в ЕС, такие же процессы идут по газу и пшенице.

«Некоторые государства будут заниматься смешением российского дизеля с нероссийским и торговать смесью, как это уже делала компания Shell в Латвии. Тогда Shell на этом процессе поймали, но никто не даст гарантии, что компания не занимается таким бизнесом в других местах», - резюмирует Митрахович.

Варианты будут, а если ЕС займет принципиальную позицию и не будет закупать смеси, в которых присутствует российский дизель, то это приведет к коллапсу европейского топливного рынка и астрономическому росту цен на топливо.

«С вероятностью на 99% европейцы на это не пойдут», - констатирует Митрахович.

Многое покажет декабрь и отказ европейцев от российской нефти. Кроме НПЗ в Шведте и Лойне существует завод «Лукойла» на Сицилии, который заточен на переработку российской нефти и имеет стратегическое значение для итальянской экономики.

В ЕС есть несколько сюжетов, из которых затем сложатся общие убытки от введения эмбарго.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 21.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики