Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Строительство транспортных коридоров в обход России оценили

Строительство транспортных коридоров в обход России оценили

Аналитик Юшков: ни Россия, ни Иран не согласуют строительство Транскаспийского газопровода

Желание Евросоюза расширить сотрудничество со Средней Азией, в частности, при помощи Транскаспийского газопровода, почти нереализуемо. Ни Россия, ни Иран не согласуют строительство этого маршрута, заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. В разговоре с «Лентой.ру» он оценил строительство транспортных коридоров в обход России.

Транскаспийский газопровод

Стало известно, что Евросоюз (ЕС) выступает за расширение сотрудничества с государствами Средней Азии в рамках строительства транспортных коридоров в обход России. Об этом заявил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель. Также он пояснил, что речь идет, в частности, о Транскаспийском транспортном маршруте.

"Поставки среднеазиатских углеводородов крайне затруднены в Европу. Понятно, что Боррель говорит в основном именно про газ. С точки зрения нефти европейский рынок довольно насыщенный. А вот по газу они хотят заменить Россию", - Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ.

Аналитик рассказал, что уже сегодня в ЕС идут газ и нефть из Азербайджана. Однако страны союза интересует возможность поставок из Туркменистана.

«Это очень давний проект — Южный газовый коридор. Он подразумевал, что газ из Туркменистана будет поставляться по Транскаспийскому газопроводу, дальше объемы должны были поступать в Азербайджан, там бы добавлялся газ, и через Грузию и Турцию он бы поступал в Европу. В итоге был реализован только укороченный проект, когда только азербайджанский газ доставляется. Доходит с этого газопровода всего десять миллиардов кубов: восемь миллиардов кубов для Италии, один — для Греции, один — для Болгарии», — отметил он.

Через Каспий газопровод не был построен, потому что изначально статус моря был не определен. С правовой точки зрения было непонятно, как согласовывать строительство газопровода, сообщил Юшков.

«Потом был подписан документ о статусе Каспия. В нем отмечалось, что по любым проектам, которые могут нанести урон хрупкому экологическому состоянию Каспийского моря, должно быть согласование всеми каспийскими странами», — поведал аналитик.

"Ни Россия, ни Иран не согласуют строительство Транскаспийского газопровода. Поэтому вряд ли мы увидим туркменский газ в Европе когда-либо", - Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ.

Факторы, тормозящие процесс

Юшков убежден, что помимо отсутствия договоренностей в строительстве газопровода есть еще один проблемный вопрос.

«А есть ли у Туркмении вообще дополнительный газ? Что происходит с ресурсной базой Туркмении, сказать сложно, и насколько бы она смогла увеличить добычу — мы не знаем. Да, у них большие запасы. Тем не менее у них была проблема, что даже имеющиеся газопроводы в Китае были недозагружены. И было непонятно: то ли Китай не берет больше туркменского газа, то ли Туркмения не может больше добыть и поставить», — сообщил он.

Также аналитик считает, что желание Евросоюза в будущем отказаться от импорта газа тоже влияет на заключение новых сделок.

«Европейцы не готовы заключать долгосрочные контракты на 10-15 лет на поставку газа. Потому что они говорят, что через 10-15 лет хотят отказаться вообще от импорта газа. Это тоже очень существенно тормозит процесс», — добавил он.

Источник: Lenta.ru, 21.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики