Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Боевая «Дружба»

Боевая «Дружба»

Украина хочет повысить плату за прокачку по нефтепроводу в новых условиях

Украина, которая в течение 2022 года почти на 34% повысила стоимость транспортировки российской нефти по трубопроводу «Дружба», с 2023 года собирается поднять ставку еще на 18%, до €13,6 за 1 тонну. «Укртранснафта» объясняет это возросшими расходами из-за интенсивных боевых действий и повреждения энергетической инфраструктуры. Рост тарифа, вероятно, будет переложен на конечных покупателей нефти — в основном на венгерскую MOL.

Государственная «Укртранснафта» предупредила «Транснефть» о намерении повысить тариф на прокачку по южной ветке нефтепровода «Дружба», по которой российская нефть идет в Венгрию, Чехию и Словакию. Об этом сообщило агентство Bloomberg и подтвердили “Ъ” в «Транснефти». В компании пояснили, что Киев рассчитывает на повышение ставки до €13,6 за 1 тонну. Это на 18,2% выше текущего уровня и на 58,1% больше цены на начало года. В течение года тариф уже повышался в апреле — с €8,6 до €11,5. Как отметил советник президента «Транснефти» Игорь Демин, компания намерена провести консультации с профильными российскими министерствами и компаниями, сдающими нефть в ее систему. Решение будет принято к концу года, пояснил он.

Ранее «Укртранснафта» аргументировала необходимость повышения тарифа частичным разрушением нефтетранспортной инфраструктуры в ходе военной спецоперации России. На этот раз приводятся аргументы о частичном разрушении энергетической инфраструктуры, нехватке запчастей, а также повышенных затратах на организацию безопасной работы сотрудников в условиях военных действий.

Но, считают источники “Ъ”, повреждения на ветке «Дружбы» минимальны и не требуют таких сумм.

В середине ноября Украина приостанавливала прокачку нефти по «Дружбе» в направлении Венгрии, объяснив это повреждением трансформаторной станции в результате российского ракетного удара и падением напряжения в электросетях. Транспортировка была восстановлена 16 ноября.

По южной ветке «Дружбы» через Украину прокачивается около 1–1,5 млн тонн нефти в месяц. В прошлом году транзит составил 12 млн тонн, из которых 5,2 млн тонн получила Словакия, по 3,4 млн тонн — Чехия и Венгрия. Именно на покупателей нефти из этих стран, то есть на венгерскую MOL (ей принадлежит и НПЗ в Словакии) и польскую Orlen (владеет чешской переработкой через Unipetrol), ляжет рост затрат на транзит через Украину, считают собеседники “Ъ” на рынке.

При этом на фоне неоднократного повышения тарифа по украинскому направлению поставить вопрос о росте стоимости прокачки может и Белоруссия, через которую идет северная ветка нефтепровода «Дружба».

Но на этом маршруте тариф формируется по формуле, напоминают собеседники “Ъ”, к тому же потенциальное потребление на северной ветке может резко сократиться на фоне отказа Германии от трубопроводных поставок. Польша, которая также официально собиралась прекратить прием российского сырья по «Дружбе», подала заявку на 2023 год (см. “Ъ” от 10 ноября).

Как отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, фактически Украина пытается воспользоваться сложившейся ситуацией, используя последний действующий маршрут поставки российской нефти в Европу, от которого прежде всего зависит Венгрия. Он отмечает, что денег, накопленных за счет повышения тарифа на прокачку в апреле, хватило бы Киеву не только на ремонт поврежденных недавно трансформаторов, но и на полную замену всех дизельных генераторов на протяжении всего украинского участка и перевод нефтепровода на автономное энергоснабжение. В этой ситуации, отмечает он, европейским компаниям, прежде всего MOL, есть смысл настаивать на аудите трат, получаемых от тарифа, так как это повышение перекладывается именно на них. 

Без контроля со стороны потребителей ЕС Украина еще не раз будет требовать роста тарифов на транзит, уверен эксперт.

Венгрия в рамках европейских санкций предусмотрела для себя возможность воспользоваться морскими поставками нефти из России в случае, если прокачка через «Дружбу» по территории Украины остановится. Такие поставки возможны по адриатическому нефтепроводу через хорватский порт Риека, оператором которого является местная компания Janaf. Однако для полной замены поставок по «Дружбе» северная ветка адриатического нефтепровода должна быть расширена.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 21.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики