Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа в панике: она может остаться без российского топлива

Европа в панике: она может остаться без российского топлива

Импорт в ЕС дизеля из России резко вырос в преддверии общеевропейского запрета на такие поставки. Сможет ли Европа закупить впрок столько топлива, чтобы скорый отказ от российских объемов не стал для нее большой проблемой? Чем заменит российский дизель в дальнейшем? "Прайм" попробовал разобраться в ситуации.

Европейские трейдеры замечены в азартной скупке дизельного топлива из России, утверждает Reuters. Уже скоро, 5 февраля 2023 года, должен вступить в силу запрет на импорт нефтепродуктов в страны Евросоюза: санкционный маховик, запущенный западным альянсом во главе с США под предлогом начала специальной военной операции (СВО), не ограничится формальным отказом от одной лишь российской нефти.

Объем дизеля, отправленного в порты Амстердама, Роттердама и Антверпена из России с 1 по 12 ноября увеличился на 126% относительно октября, до 215 тысяч баррелей в сутки, сообщила старший аналитик компании Vortexa Памела Мангер. При этом текущие поставки из альтернативных источников пока не впечатляют, признает американское информационное агентство. Совокупная доля российских поставок в общеевропейском импорте этого топлива с начала ноября, по данным аналитического агентства Refinitiv, выросла до 44% с 39% в октябре. И хотя до начала СВО этот показатель вообще превышал 50%, Европе не удалось заменить Россию как крупнейший источник дизеля.

ГДЕ ДОБЫТЬ ТОПЛИВО

"Евросоюзу предстоит закупать около 500-600 тысяч баррелей в сутки дизельного топлива, чтобы заместить российские объемы; поставки будут осуществляться как из США, так и из регионов восточнее Суэца, прежде всего — с Ближнего Востока и из Индии", — поделился с Reuters Юджин Линделл, специалист по рынкам нефтепродуктов из аналитической компании FGE.

Президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов уверяет, что за замену России как источника дизеля придется платить дополнительно. "В части нефтепродуктов как у России, так и у ЕС нет таких серьезных инфраструктурных ограничений, как в случае с газом, — рассуждает эксперт. — Россия может найти для части своих объемов другие маршруты. В свою очередь, ЕС придется также искать продукт, но по более высокой цене, переплачивая за логистику, которая перестает быть оптимальной. Причем с поставками нефтепродуктов сложностей больше, чем в случае с нефтью".

Главный аналитик по нефтегазовому сектору "Открытие Инвестиции" Алексей Кокин соглашается, что европейским потребителям предстоит предлагать премию к ценам на дизтоп, традиционно поставляющийся в другие регионы, чтобы потоки изменили направление. Эксперт допускает, что ЕС может сделать исключения для каких-то объемов из России по аналогии с исключениями для нефти.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков соглашается с мыслью о том, что часть дизельного топлива европейские страны будут покупать в других регионах — в США и на Ближнем Востоке.

ФАКТОР США И ДРУГИЕ СЛОЖНОСТИ

Кокин из "Открытие Инвестиции" уточняет, что США, несмотря на наличие импорта дизельного топлива, также являются одним из крупнейших экспортеров этого продукта: автопарк в стране ориентирован больше на бензин, по контрасту с ЕС. Но сложность для Европы в том, что основный рынок для объемов из Соединенных Штатов — Латинская Америка, на долю которой в августе 2022 года пришлось 87% поставок средних дистиллятов из США — 1,2 млн баррелей в сутки из 1,4 млн баррелей в сутки. "Именно с Латинской Америкой — Мексикой, Бразилией, Чили, Аргентиной — Европа будет конкурировать за дизель из США, — полагает эксперт. — А за дизель из Индии ЕС придется конкурировать со странами Азии и Африки".

Еще одна важная проблема, на которую указывает глава НТС Баженов, это наличие доступных танкерных мощностей. Так, в начале ноября Bloomberg, опираясь на исследование крупнейшего в мире судового брокера Clarkson, сообщал, что в 2023 году спрос на танкеры, подходящие для перевозки бензина и дизельного топлива, может стать рекордным за 30 лет. И одна из ключевых причин — это, опять же, санкции против морских поставок российских нефтепродуктов, вступающих в силу 5 февраля следующего года. "Поэтому также вырастет стоимость фрахта и всех компонентов, которые затрагиваются при такой перестройке поставок", — резюмирует Баженов.

Член экспертного совета, руководитель медиацентра Института развития технологий ТЭК (ИртТЭК) Дмитрий Коптев с трудом представляет себе США в качестве поставщика дизельного топлива, замещающего в этой роли Россию. "Америка была одним из крупнейших покупателей российского дизеля, но в апреле ввела эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов из России, — напоминает специалист. — Очевидно, что политические соображения в данном случае превалировали над экономическими. В результате Штаты сейчас пришли к ситуации, когда в прессе обсуждается вопрос, что предпочтут выпускать нефтяники — печное топливо для домохозяйств или дизель для грузовиков. У всех на слуху многократные и безуспешные попытки президента [США Джозефа] Байдена заставить производителей увеличить объемы добычи и переработки нефти. Безуспешны они не столько потому, что нефтяники такие упрямые, сколько потому, что реальных возможностей оперативно увеличить добычу просто нет".

Также эксперт напоминает, что именно Байден, пришедший в Белый дом под лозунгом "зеленого перехода", в первой половине своего срока довольно жестко ограничивал нефтяные компании, которые, в свою очередь, начали пересматривать свои инвестиционные программы.

Таким образом, по мнению Коптева, вряд ли Европа, даже остро конкурируя на мировом рынке, сможет получить такое количество необходимого дизельного топлива, чтобы это не потребовало существенного увеличения его производства.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 22.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики