Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяные качели: Китай обрушил цены, Украина зарабатывает на «Дружбе»

Нефтяные качели: Китай обрушил цены, Украина зарабатывает на «Дружбе»

Январский фьючерс нефти марки Brent подешевел сразу на 5% на фоне угрозы падения спроса в Китае, а Киев уведомил Москву об увеличении стоимости прокачки «черного золота» по «Дружбе».

Нефтяной рынок переживает очередные колебания. Накануне цена нефти марки Brent на Лондонской бирже ICE опустилась ниже $83 за баррель впервые с 27 сентября. Январский фьючерс упал на 5 процентов – 82,89 долларов за баррель, а цена на поставку в январе подешевел на 4,3 процента, или 76,6 долларов за баррель.

Давление на цены оказали, по словам аналитиков, несколько факторов: ожидаемое снижение спроса на углеводороды со стороны Китая, укрепление доллара к остальным валютам, а также планы ОПЕК+ по увеличению добычи.

«Помимо ослабления перспектив спроса из-за мер Китая по сдерживанию COVID-19, сегодняшнее восстановление доллара также является медвежьим фактором для цен на нефть», — цитирует аналитика CMC Markets Тина Тенг Reuters.

Отмечается, что падение цен могло спровоцировать вступление в силу эмбарго Евросоюза на поставки российской нефти. Решение вступит в силу 5 декабря, а европейские компании, по словам аналитиков, уже заполнили свои хранилища энергоресурсами для прохождения зимы.

Эксперты, опрошенные The Wall Street Journal, утверждают, что производители нефти, состоящие в ОПЕК+, обсуждают вопрос об увеличении добычи объемом до 500 тысяч баррелей в сутки. Позже информация была опровергнута и падение цен приостановилось.

«Текущее сокращение на два миллиона баррелей в сутки продолжится до конца 2023 года, и если возникнет необходимость принять дополнительные меры по сокращению добычи, чтобы сбалансировать спрос и предложение, мы всегда готовы вмешаться», — министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бин Салмана.

Что касается спроса Китая, то 20 ноября главное таможенное управление страны обнародовало данные, свидетельствующие об увлечении на 9,5 процентов поставок российской нефти. В январе-октябре России продала Пекину 71,97 миллионов тонн сырья. Стоимость закупленного Китаем у России сырья за указанный период выросла на 53%, до 49,19 миллиардов долларов.

Однако, Россия продолжает наращивать поставки нефти на азиатские рынки. Крупнейшим покупателем стала Индия, также большие объемы идут в Турцию и Юго-Восточную Азию.

«То, что сейчас является неким рекордом по объемам экспорта морским транспортом, в будущем должно стать нормой. Сначала то, что в Европу доставлялось морским транспортом, перейдет в Азию, а потом еще те трубопроводные поставки, которые осуществлялись в Германию и Польшу, полностью обнулятся к концу года. Этот объем теперь будет вывозиться морским транспортом. Это апробация того, что будет с 5 декабря на постоянной основе. Сейчас Индия стала крупнейшим покупателем российской нефти, которая перевозится морским транспортом. А мы для них стали крупнейшим поставщиком», - говорил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в эфире НСН.

Диверсификацию поставок российской нефти подтверждают и аналитики Bloomberg. За две недели до вступления эмбарго на поставки сырья в ЕС Россия потеряла более 90% своего рынка в северных странах союза. Если в феврале ежедневно в этом направлении уходило 1,2 миллиона баррелей, то сейчас 95 тысяч.

Из европейских стран точно продолжат и после 5 декабря закупать российскую нефть по трубопроводу «Дружба» Венгрия и Словакия. Однако накануне украинская «Укртранснафта» уведомила «Транснефть» о намерении повысить цены на перекачку. Как рассказал ТАСС представитель российской компании Игорь Демин, оператор изучает предложения украинских коллег, а также готовит соответствующие обращения в ФАС и Минэнерго. Западные СМИ пишут, что цена на поставку нефти по «Дружбе» с 1 января 2023 года может вырасти на 2,10 евро за тонну и составить уже 13,60 евро.

Автор: Дмитрий Воробьев

Источник: НСН, 22.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики