Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страны ЕС договорились исключить российский газ из контрактов на совместные закупки

Страны ЕС договорились исключить российский газ из контрактов на совместные закупки

Cогласно заявлению Еврокомиссии, в 2023 году так планируется приобрести 15% всего газа. Также Еврокомиссия вновь предложила ввести потолок цен для месячного фьючерса на газ на уровне 275 евро за МВт/ч

Министры энергетики стран Евросоюза договорились о механизме совместных закупок газа на глобальных рынках без российского топлива. Согласно заявлению Еврокомиссии, в 2023 году так планируется приобрести 15% всего газа от объема газохранилищ государств — членов ЕС.

Еврокомиссия для совместных закупок союза наймет посредника, который просчитает общие запросы и займется поиском предложений, чтобы удовлетворить спрос. Действие механизма может быть приостановлено в любой момент, если появятся риски для безопасности поставок, подчеркивают в ЕК.

Комментирует заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«Они хотят создать некую бюрократическую структуру, которая будет собирать заявки с рыночных игроков, которые точно так же могли бы сами найти газ на рынке. Она будет выходить на рынок и говорить: мы хотим купить этот газ. Разница небольшая, только то, что увеличится плечо и появится посредник, услуги которого придется оплачивать, что увеличит стоимость этого ресурса и так достаточно большую. Они рассчитывают, что смогут как крупный покупатель просить о скидках. Но в условиях дефицита газа и понимания поставщиков, что ЕС деваться некуда, кто же им пойдет навстречу. Это пока только политическая декларация, и сложно было ожидать чего-то иного. По поводу трубопроводного газа никаких совместных закупок не могло бы быть в принципе, во-первых, потому что у нас действуют контракты, по СПГ идет максимальный отбор, там все законтрактовано, но тут как раз есть вопрос, готовы ли они также исключить закупки того же российского СПГ через посредников, потому что значительная часть газа приходит в Евросоюз не напрямую от российских компаний, а через акционеров, даже через китайские, через французские компании. А если они ограничат и здесь возможности, им будет еще сложнее найти этот газ для пополнения резервов, только если какие-то политические договоренности, но и можно было достичь в другом формате, не ожидая создания дополнительных структур. С другой стороны, это продолжение политики Еврокомиссии, которая пытается максимально на себя перетянуть полномочия в сфере определения энергетической политики, где у стран — членов ЕС до сих пор был и суверенитет значительный, и приоритет».

Также Еврокомиссия вновь предложила ввести потолок цен для месячного фьючерса на газ на уровне 275 евро за мегаватт-час. Ранее Financial Times сообщила, что страны Евросоюза недовольны этим предложением. По мнению представителей стран ЕС, такой потолок является «слишком высоким».

Против этого предложения также выступили представители биржи ICE. По их словам, в случае утверждения потолка цен трейдеры понесут убытки в размере 33 млрд долларов, которые они должны будут внести в виде маржинальных платежей.

Источник: BFM.RU, 25.11.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики