Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа придумала план «газового общака»

Европа придумала план «газового общака»

Брюссель готов окончательно отключить Россию от поставок топлива

Страны ЕС придумали новый план, позволяющий участникам Евросоюза полностью обезопасить себя от энергетической зависимости от России. Начиная с будущего года, они намерены перейти к совместной закупке необходимых объемов газа без привлечения российского топлива. Тем самым европейцы рассчитывают полностью исключить возможность бесконтрольного роста цен на углеводороды, ликвидируя зависимость от одного поставщика углеводородов.

Конкретная концепция стран Евросоюза пока выглядит достаточно абстрактной. Известно следующее: на своем внеочередном заседании Совет ЕС по энергетике согласовал регламент о совместных закупках газа, исключив из них «голубое топливо» из России. Участники альянса считают, что такая схема обеспечения энергоресурсами гарантирует европейским странам «лучшие рычаги воздействия» на биржевую стоимость углеводородов, а также снижение конкуренции между собой за лишние кубометры. Преимущества и недостатки нового топливного плана Евросоюза, который может быть утвержден 13 декабря на внеочередном совещании глав дипломатических ведомств альянса, «МК» объяснил заместитель генерального директора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

- Каких преимуществ собирается достичь ЕС, вводя новую систему закупок энергоресурсов?

- Начнем с того, что такая система будет представлять собой попытку ввести ручное управление топливным рынком. Что Европа хочет взять под контроль? Страны союза рассчитывают обезопасить себя от резких ценовых скачков, которые наблюдались в конце прошлого и в начале этого года, когда биржевые котировки сырья взлетали и падали на сотни долларов за один день.

На бумаге инициатива выглядит разумной. Однако по факту искусственное регулирование суточных колебаний биржевых цен на углеводороды представляется сложным и не вполне реализуемым инструментом контроля - причем не только непосредственно над ценами, но и над объемами поставок сырья. Представьте такую ситуацию: на рынке возникает дефицит газа; каждая из стран старается предотвратить внутренний топливный коллапс за счет предложения поставщику более выгодной стоимости углеводородов; в результате, общие цены энергоносителей растут, что вынуждает предполагаемых регуляторов ЕС останавливать биржевые торги.

Но на следующий день торговые площадки снова открываются, а дефицит газа только увеличивается. Происходит цепная реакция, приводящая к галопированию цен, остановить которое за счет тарифного ограничения каждой из транзакций становится практически невозможно. Причем даже те страны, которые готовы платить по двойному, тройному или десятикратному счетчику, рискуют остаться без необходимых объемов сырья. Такая ситуация чревата усугублением рецессии в развитых европейских странах, повышением стоимости услуг ЖКХ, ускорением инфляции и общим недовольством населения.

- Как конкретно будут происходить совместные закупки?

- Ранее Еврокомиссия предлагала провести обязательные совместные закупки в объеме около 14 млрд, которые надо будет закачать в подземные хранилища континента к зиме 2023-2024 годов. Однако до сих пор не ясно, кто будет расплачиваться за обозначенные объемы. Если Евросоюз коллегиально решит использовать собственные фонды, не привлекая национальные правительства каждого из своих участников, то никто не представителей альянса не станет возражать.

Если затраты лягут на плечи конкретных компаний, то возникнут проблемы: в таком случае окажется непонятно, какие взносы придется платить каждому из участников союза и в какой пропорции страны ЕС смогут получать совместно закупленное «голубое топливо».

- Совет ЕС по энергетике, тем не менее, уверен, что коллегиальные закупки газа, из которых будет исключено российское топливо, приведут к тому, что членам союза уже не придется конкурировать друг с другом в биржевой дележке топлива...

- Не стоит забывать, что далеко не все европейские страны владеют контрольным пакетом акций своих основных энергетических холдингов (как это имеет место у нас в России) или хотя бы большинством голосов в таких коммерческих организациях. Могут возникнуть местечковые междоусобные противостояния, ведь ряд участников ЕС закупают газ не только для наполнения внутреннего рынка, но и для дальнейшей перепродажи партнерам по альянсу. Тем более, что объемов запланированных закупок в 14 млрд кубов европейцам явно не хватит для стабильного прохождения отопительного сезона 2023-2024 годов. Как минимум, Брюсселю будет необходимо заручится поставками газа в объеме 70-100 млрд кубометров. Опять же возникает вопрос, какие финансовые источники будут использованы для обеспечения закупок и в каком соотношении распределятся купленные энергоносители? Конкуренция в таком противостоянии рискует не исчезнуть, а, наоборот, возрасти на порядок.

- То есть, создание свободного газового рынка, за счет которого Евросоюз собирался избавиться от топливной зависимости от России, снова откладывается?

- Свободного газового рынка на территории Евросоюза как не было, так и нет. Бюрократическое вмешательство в ограничение цен, в частности, путем введения «потолка» стоимости сырья, приводит к обратному эффекту. Верхняя граница почти в $3000 за тысячу кубометров, которую некоторые представители ЕС назвали «шуткой», фактически предоставляет участникам торгов право повышать котировки сырья именно до такого предела. Пусть максимальные цены будут достигнуты не за один день, а, скажем, за две-три недели, однако в итоге импортерам все равно придется платить по утвержденным предельным ставкам.

- Сможет ли при предлагаемом механизме закупок Европа обойтись совсем без российского газа?

- Сейчас, когда поставки газа из нашей страны в ЕC сохраняются в объемах 10-15% от прежнего экспорта, у европейцев еще остается возможность для ценового маневра. В будущем, если импортеры полностью исключат российское «голубое топливо» из собственного энергобаланса, им придется договариваться с альтернативными производителями, против которых при ценовом потолке в $3000 будет сложно объявить ограничительные санкции: поставщики элементарно станут продавать сырье в азиатские страны, которые согласны платить более высокую цену.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 25.11.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики