Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт объяснил выгоды от тройственного энергетического союза России, Казахстана и Узбекистана

Эксперт объяснил выгоды от тройственного энергетического союза России, Казахстана и Узбекистана

По итогам московских переговоров президентов Казахстана и России появилась информация о возможном «тройственном союзе» с участием Узбекистана. Как потом пояснили в Кремле, речь идет о создании механизма координации вопросов по газовым поставкам и инфраструктуре. Вице-премьер России Александр Новак отметил, что инициатива несет в себе большой потенциал, в том числе по экспорту газа. В рамках Евразийского экономического союза с 2025 г. должен быть запущен общий газовый рынок, и хотя Узбекистан не является членом объединения, он сотрудничает с ЕАЭС в качестве наблюдателя. Какие выгоды тройственный союз принесет его участникам и как это повлияет на интеграционные процессы в регионе, проанализировал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович.

– Станислав Павлович, в ходе переговоров в Москве лидеры России и Казахстана обсудили создание «тройственного газового союза» в составе России, Казахстана, Узбекистана с целью координации действий при транспортировке российского газа. Что стоит за данной инициативой?

– Россия, Казахстан и Узбекистан – конкуренты на китайском рынке, но могут, например вместе поработать над проектом строительства газопровода в Индию, который до недавнего времени выглядел авантюризмом из-за обстановки в Афганистане. Сейчас против России введены западные санкции, а в Афганистане – новая власть, которая пытается устояться, поэтому могут появиться варианты строительства перспективного газопровода из России через Казахстан, Узбекистан, Афганистан в Пакистан и Индию.

Это, кстати, будет наследием проекта «ТАПИ» (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия). Тот раньше считался условно «антироссийским» в том плане, что мог поставлять альтернативный газ Индии. Но в условиях новой политической реальности расклады меняются, хотя пока это предварительное заключение. Сейчас первоочередная задача России – построить трубы в Китай и заключить контракт по «Сибири-2». Но ближе к концу 2020-х гг., может быть, дело дойдет и до строительства трубы в Индию.

– Какие ключевые проблемы может решить такой союз, чем он выгоден Казахстану и Узбекистану?

– Для Казахстана и Узбекистана этот союз дает возможности взаимодействия с Россией, ведь нельзя ориентироваться только на Китай. Хочется альтернативы, чтобы не зависеть только от китайцев и американцев. Европа все-таки далеко, поэтому логично налаживать взаимодействие с Россией, которая остается крупным игроком на мировой арене.

Казахстану Россия может помочь в электроэнергетике, учитывая, что в этом регионе Центральной Азии год назад уже были случаи блэкаутов. Еще урановое партнерство, там много чего есть. Россия также – посредник между Узбекистаном и Таджикистаном в решении водного вопроса.

Если в Таджикистане будет поставлена гидроэлектростанция, то в Узбекистане будет не хватать воды, а у них на этом завязано сельское хозяйство. Словом, нюансов много. У России тут множество аспектов взаимодействия и не только в сфере энергетики, а еще параллельный импорт и прочее, о чем нам публично сообщать не будут. Это все выводит разговор на широкие перспективы российской экономической деятельности на этой территории.

– Узбекистан, в отличие от Казахстана, не входит в Евразийский союз, в котором планируется создание общего газового рынка. Включение Узбекистана в такой «тройственный союз» поможет решить проблему? Или мы можем увидеть сближение Узбекистана с Евразийским союзом?

– Энергетика – всегда важная часть экономики и политики, поэтому, если газовый аспект будет сближать Россию, Узбекистан и Казахстан, то в конечном счете это будет влиять на интеграцию всех этих стран. Это не значит, что Узбекистан завтра вступит Евразийский экономический союз, но сближение будет, это очевидно. Если Узбекистану не очень нравится Евразийский экономический союз как структура, то пожалуйста, есть Шанхайская организация сотрудничества и можно работать через нее. Если так политически будет удобнее для Узбекистана, почему бы и нет?

– Президент России в ходе встречи с казахстанским лидером также акцентировал внимание на совместных инициативах по развитию энергетической инфраструктуры, разведки и добычи углеводородов, сотрудничеству в нефтяной сфере. Какие проекты здесь можно выделить, и какие выгоды они приносят сторонам?

– В Казахстане есть урановая руда и предприятия по ее первичной переработке, производство уранового концентрата (его еще называют желтый кек). У нас с ними налажена производственная цепочка по урановому топливу, еще с советских времен существует такая кооперация.

У Казахстана очень старая энергетическая структура, которая уже отметилась серьезным блэкаутом. И в этом плане Россия могла бы быть частью энергетических сетей в Казахстане, поскольку страна очень сильно зависит от угля, а значит, он стремится газифицироваться. А в Узбекистане ведется строительство атомной станции, что актуализирует сотрудничество.

Источник: Евразия.Эксперт, 01.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики