Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Лукойл» уйдет от санкций в подконтрольный России трубопровод на Каспии

«Лукойл» уйдет от санкций в подконтрольный России трубопровод на Каспии

Из-за санкций «Лукойл» перенаправит экспорт каспийской нефти с нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД) на Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который отгружает сырье в Новороссийске и подконтролен России. От такого варианта могут выиграть все стороны, полагают эксперты.

«Лукойл» прекратит экспорт нефти со своих каспийских месторождений по БТД из-за западных санкций. Как сообщает Reuters со ссылкой на источники, такое решение приняли западные акционеры БТД. Среди них — британская BP, норвежская Equinor, американская ExxonMobil, итальянская Eni и французская Total.

По данным агентства, российская компания переведет свою нефть на трубопроводную систему КТК, которая идет из Казахстана в Новороссийск. Ежемесячно «Лукойл» отгружал в Каспийском море 60−120 тыс. тонн нефти азербайджанской Socar, которая уже через терминал Сангачалы подавала сырье в БТД.

Reuters оценивает, что экспорт «Лукойла» по КТК в декабре вырастет с 364 тыс. до 660 тыс. тонн.

Для БТД уход российской компании не станет потерей, так как ее объемы не превышали 15% и в нефтепровод с КТК перенаправят часть казахской нефти. Об альтернативном маршруте через Азербайджан власти Казахстана активно заговорили в этом году после сбоев в работе КТК. Но, главное, в этом заинтересованы западные компании, которым принадлежит большая часть добытой в стране нефти. Так, в тенгизском проекте 75% принадлежит американским Chevron и ExxonMobil. На «Карачаганаке» 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil. А в «Кашагане», в свою очередь, американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что смена трубопроводов для «Лукойла» могла быть и обоюдным решение, включая Азербайджан, Турцию и саму компанию.

«Иначе „Лукойлу“ пришлось бы тогда подчиниться санкциям в виде потолка цен и загружать ее в турецком Джейхане по лимиту или ниже, — замечает Игорь Юшков. — Конечно, танкеры могут не отправлять информацию о ценах санкционным властям, а „Лукойл“ — выписывать справки, не соответствующие действительности. Но это несет риски как для самой компании, так и для Турции. Она могла потребовать и больше денег за подобную подсанкционную нефть».

Другой вопрос — цена транспортировки, отмечает аналитик, так как БТД более дорогой, чем КТК: «И с ростом санкционных рисков самому „Лукойлу“ становится выгоднее отгружать нефть в Новороссийске».

Важным для «Лукойла» может быть и сложность отслеживать танкеры из российского порта, так как там будет при необходимости использоваться целый «серый» флот. «Если в Джейхане будет один танкер, то это будет сделать куда проще», — замечает Игорь Юшков.

Для западных акционеров БТД заинтересованность в уходе российской нефти может быть еще и в том, добавляет аналитик ФНЭБ, что нефть в трубопроводе смешивается, и может сложиться такая ситуация, что другим поставщикам по БТД придется отчитываться перед санкционными властями о доле российской нефти в их партиях.

«В любом случае, перевод нефти „Лукойла“ для самой России выгоден, так как заполняется КТК, в котором долю имеет госкомпания», — заключил эксперт.

Как сообщало EADaily, с 5 декабря ЕС прекращает импорт российской нефти и запрещает ее транспортировку европейским компаниям третьим странам, если стоимость сырья не будет соответствовать лимиту цены, который «Большая семерка» из-за споров в ЕС до сих пор не смогла установить.

Источник: EADaily, 01.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики