|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Причины дефицита бензина на Алтае - государственная политика и народная паника Причины дефицита бензина на Алтае - государственная политика и народная паникаВ вопросе с дефицитом топлива я вижу две разные истории: первая связана с ситуацией в целом на топливном рынке России, который крайне монополизирован. До тех пор, пока в России не появится независимая нефтепереработка, конкуренции не будет и такого рода кризисы, как в Алтайском крае, будут возникать постоянно. А вот это как раз вторая история, которая привлекает внимание общественности и СМИ и производит на всех будоражащее впечатление. Сам повод, кстати, во многом надуманный. Я ожидал, что в любой момент в любом регионе может произойти рост цен или проблемы с поставками, так как в целом ситуация на российском топливном рынке выглядит ненормально. То, что делает ФАС, вызывает изумление. Особенно когда она на полном серьезе предлагает борьбу с транспортным ценообразованием, где говорится, что крупные компании могут заплатить полтора миллиона рублей штрафа и после этого делать с транспортными ценами все, что хотят. И это называется частью антимонопольного пакета. И после этого глава ФАС Артемьев говорит, что он собирается устроить русское дело Standart Oil, имея в виду ее расчленение. Но где у нас тогда признаки реализации таких жестких действий ФАС? Сама история с Алтаем удивляет не меньше. Посмотрев статистику по Алтаю, напрашивается вывод, что там мы наблюдаем нагнетаемую панику. Я думаю, что в Алтае в последнее время резко возросли закупки дизельного топлива и 92-го бензина потому, что по Алтаю пошел слух, что скоро бензин подорожает. После этого народ начал скупать бензин, который очень быстро на заправках закончился. Сомневаюсь, что в ситуации виновата посевная, и что на внутренний рынок бензин не поставляют или его стало поступать меньше. Нефтяные компании уверяют, что поставки на внутренний рынок не очень рентабельны – но на самом деле маржу на этих поставках наши нефтяники получают. Это достаточно рентабельный бизнес. Думаю, что они вряд ли откажутся от него в пользу экспорта сырой нефти. В Алтае, скорее всего, была паника. И уже пишут, что тревожную ситуацию с бензином ожидают чуть ли не в Москве. Ситуацию на Алтае описывают как кризис, но тот факт, что на эту тему так энергично среагировали СМИ, говорит о том, что она действительно значима. По статистике видно, что на Алтае резко вырос спрос на несколько видов топлива. Отчего? Разве там резко выросла экономика? Или число машин увеличилось? Но отгрузка все равно возросла, и дефицит возник, так как все это произошло достаточно неожиданно для «Роснефти» и «Газпромнефти», которые в этом регионе, прежде всего, и представлены. Из этого сделали проблему, но совсем не ту, что действительно существует. На мой взгляд, из Алтая раздули проблему либо необдуманно, либо специально. Мы ведь понимаем, что есть более глобальная проблема в виде монополизации внутреннего рынка топлива. И те меры, которые ФАС предлагала в последнее время, вызывают у меня недоумение. По-прежнему ФАС боится приступить к структурным реформам нашего внутреннего рынка. Поэтому здесь есть, над чем задуматься. Понятно, что перед выборами правительство будет заставлять нефтяные компании держать цены. Но так же ясно, что нефтяным компаниям не удастся попридерживать бензин. Однако распространение таких панических настроений возможно. Хотя я лично уверен, что заявления о том, что центральная полоса России будет скоро парализована и не будет бензина, – это серьезное преувеличение. Я не исключаю, что если истерика будет дальше продолжаться, ситуация будет действительно развиваться до дефицита топлива в Воронеже, Брянске, Санкт-Петербурге и т. д., как обещают. Но все-таки в этом я очень сомневаюсь. Вмешательство премьер-министра в таком случае вполне возможно, как это уже стало традиционным, и нефтяников попросят увеличить отгрузку. Такого рода регулирование проблему не решит. У нас пока паллиативное создание конкуренции. Но если в стране нет независимой нефтепереработки, и все сведено от скважины до бензозаправки в одну-две компании, то и конкуренции тоже нет. Нам не хватает перерабатывающих мощностей, чтобы создавать конкуренцию, которая сама по себе ниоткуда не возьмется, так как существующим нефтяным компаниям она не нужна. В любом случае, вся эта история без сомнения играет против нефтяных компаний. Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 26.04.2011 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|