Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рубль в опасности. Кто пострадает от нефтяного «потолка»?

Рубль в опасности. Кто пострадает от нефтяного «потолка»?

Западным странам до сих пор не удается договориться по поводу «потолка» цен на российскую нефть, который должен вступить в силу 5 декабря, одновременно с запретом на продажу нефти из РФ в страны Евросоюза морским путем. Однако появился конкретный ориентир «потолка» - 60 долларов за баррель. Как сообщил Reuters, страны G7 «очень близки» к согласованию ограничения на этом уровне с возможностью дальнейшего пересмотра. По данным газеты The Wall Street Journal, до сих пор договориться не могут в Евросоюзе из-за позиции Польши, которая предлагала намного более низкий «потолок». Чтобы урегулировать вопрос, ЕК предложила пересматривать уровень каждые два месяца, начиная с января, и удерживать его на 5% ниже фактической цены российского экспорта. Об окончательном решении пока нет данных, но эксперты предполагают, что «потолок» получится согласовать.

Стоимость нефти в настоящее время находится в районе 86 долларов за баррель Brent и более 80 долларов по WTI. Что касается российской Urals, то, по данным Минфина, ее средняя цена в ноябре 2022 года сложилась в размере 66,47 доллара за баррель.

Россия неоднократно заявляла, что считает «потолок» неприемлемым и будет работать только на рыночных условиях. Однако эксперты полагают, что мера все-таки будет иметь ряд последствий для РФ, в том числе возможно снижение добычи нефти и ослабление курса рубля. При этом последствия меры для российских компаний могут быть различными, больше всех зависит от западного рынка «ЛУКОЙЛ».

Рынку придется понервничать

Евгений Коган, инвестбанкир и профессор НИУ ВШЭ, полагает, что «Польша все же сдастся, и потолок-таки объявят». «И будет он не ниже $60. Рынок закладывает в цены такой сценарий, но понервничать придется. Ведь без громких заявлений от всех заинтересованных сторон не обойтись», - считает Коган.

Аналитики ИФК «Солид» ожидают небольшого перебоя в поставках нефти в первые недели после 5 декабря, что в целом может поднять стоимость нефти. Однако при этом произойдет перенаправление объемов российской нефти в другие страны, также будет работать механизм своповых поставок в дружественные страны.

Рынки в настоящее время ожидают заседания ОПЕК+, которое состоится 4 декабря. Касаясь вопроса о том, как будет действовать альянс в сложившейся ситуации, ведущий эксперт ФНЭБ и научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович высказал мнение, что ОПЕК+ по крайней мере не будет увеличивать свою добычу.

«Они понимают, что увеличение добычи может привести к падению цен довольно серьезному. Кроме того, увеличение добычи может привести американцев к осознанию того, что они по-прежнему управляют всем нефтяным рынком, и американцы могут решить, что, отработав price cap («потолок») на России, дальше можно применить его и против Саудовской Аравии, например. Поэтому Саудовская Аравия осознает, что если слишком сильно идти на поводу у американцев, то сейчас можно заложить бомбу под свое будущее благополучие», - пояснил Finam.ru эксперт.

Транспортировка обходится дороже

Как пишет Bloomberg, уже сейчас грядущие ограничения приводят к росту стоимости транспортировки российской нефти. По данным агентства, некоторые владельцы танкеров отказываются от ее перевозки, а те, которые готовы продолжать работать, пытаются взимать более высокую плату за риск.

По словам судовых брокеров, ставки между Балтийским морем и Индией обсуждаются на уровне около 15 миллионов долларов, или 20 долларов за баррель, при погрузке после 5 декабря, когда вступят в силу новые ограничения ЕС. Это резкое увеличение с прежнего диапазона 9-11,5 миллиона долларов, пишет агентство.

«Меньшее количество доступных судов и необходимость перенаправления российской нефти от традиционных покупателей в Европе к новым покупателям в Азии и на Ближнем Востоке способствуют повышению ставок <…> Недостаток ясности по поводу ограничений открывает путь к переходу на так называемый «темный флот» - танкеры, принадлежащие неизвестным владельцам, которые готовы продолжать перевалку российской нефти, несмотря на угрозу санкций. Эти корабли в основном состоят из старых судов, и многие из них имеют опыт работы со странами, находящимися под санкциями, такими как Иран», - добавляется в материале.

Пока неясно, останутся ли фрахтовые ставки из Балтики в Индию на уровне около 15 миллионов долларов, если цена на нефть марки Urals упадет ниже «потолка», также неясно, были ли заключены какие-либо заказы на этом уровне.

Последствия меры для России

Назначенный потолок цен близок к текущей стоимости нефти марки Urals, а сам механизм отслеживания потолка цен допускает возможность сохранения большей части российского нефтяного экспорта, рассуждает аналитик ФГ «Финам»Александр Потавин.

«При этом мы пока не видели указа президента РФ насчет потолка цен и российских поставок. Поэтому есть надежды на сохранение значительной доли нефти Urals на мировом рынке», - подчеркнул он.

Как напоминает эксперт, вице-премьер Александр Новак в кулуарах 4-го Российско-Китайского энергетического бизнес-форума в Москве предупредил, что ценовой потолок неизбежно приведет к падению инвестиций, снижению и дефициту предложения нефти на рынке. «Это означает признание того, что добыча нефти в РФ пострадает от санкций и введения эмбарго. В конце декабре станут понятны масштабы», - ожидает Потавин.

Российским нефтяникам придется столкнуться с ростом логистических издержек, ведь путь танкера из Приморска (крупнейший российский нефтеналивной порт на Балтике, конечная точка Балтийской трубопроводной системы) в европейские порты составлял 3-4 дня, а путь до Индии – около месяца, добавляет эксперт. «В итоге, грузооборот снижается, фрахт растет. И растет он заметно, так как в преддверии эмбарго цены на аренду танкерных мощностей взлетели более чем в два раза. По данным Bloomberg, стоимость транспортировки российской нефти из Балтики в Индию подросла до $20 за бочку. Если сюда добавить себестоимость добычи и налоги, при том, что ценник сейчас снизился (покупатели просят существенные скидки), получается, у компании остается весьма незначительный профит», - оценил аналитик «Финама».

Что будет с ценой российской нефти и рублем

Потавин приводит данные МЭА, согласно которым с мая поставки танкерной российской нефти в США, Великобританию и страны ЕС сократились на 2,2 млн баррелей в сутки, однако две трети этого объема было перенаправлено в Китай, Индию и Турцию.

«Базовый сценарий на ближайшую перспективу: нефть марки Urals остается в районе $60/барр., а объемы ее производства в РФ снижаются на 0,3-0,5 млн барр./сутки. При негативном сценарии: нефть снижается до $50/барр., при этом, добыча падает на 1,2-1,7 млн барр./сутки. Позитивный сценарий: российская нефть поднимается в цене до $70/барр., а объемы добычи не падают относительно текущих уровней (10,8 млн барр./сутки)», - поделился прогнозом Потавин.

При этом, по его словам, в зависимости от реализации этих сценариев будет себя вести и курс рубля. «В госбюджет России на 2023 год заложен сценарий, что объем добычи нефти будет составлять около 10 млн барр./сутки, при этом, бочка нефти будет стоить $70/барр., а курс составит 68 руб. за доллар. Если нефтяные цены будут ниже, а объемы добычи и экспорта из РФ сократятся, то курс рубля явно не будет таким крепким», - предупредил аналитик.

Последствия для российских компаний будут различными

Как отмечает Антон Весенний, автор Telegram-канала «Ленивый инвестор», больше всех зависит от западного рынка «ЛУКОЙЛ». «Европа - ключевой рынок, особенно нефтепереработка - до 40% сбыта. Активы в Италии, Болгарии, Румынии плюс доля 45% НПЗ в Нидерландах, сбытовая сеть еще в десятке стран. Плюс для «ЛУКОЙЛа» в том, что если нефть переработана в существенной степени за рубежом, эмбарго на нее не распространяется. «ЛУКОЙЛ» делает ход конем: с 1 января переводит все доходы и налоги из Нидерландов и Швейцарии в Болгарию. Там - Бургасский нефтехимический комбинат - 9% ВВП страны. В Италии тем временем государство хочет выкупить "золотую акцию" и взять контроль над НПЗ на Сицилии. В любом случае, поставлять нефть в Европу будет сложнее, так что потерь не избежать», - оценил перспективы Весенний.

У «Роснефти» есть доли в трех НПЗ в Германии, она третий по объемам игрок на рынке страны, добавляет эксперт. Есть проблемы с национализацией активов. В целом зависимость от западных рынков меньше, быстро растет доля Азии.

«У «Газпром нефти» и «Татнефти» исторически основа выручки формируется за счет внутреннего спроса, особенно в части нефтепродуктов и розничной сети. Они зависят от эмбарго в наименьшей степени», - подчеркнул Весенний.

Долгосрочные перспективы – придется переходить на «все свое»

Пока что стоимость нефти особенно не увеличилась. Видимо, рынок посчитал, что российская нефть будет в достаточном количестве приходить потребителям даже после 5 декабря, отмечает Станислав Митрахович. По его словам, если окажется, что «потолок» будет выше фактической цены поставок российской нефти, то в краткосрочной перспективе «по большому счету ничего не изменится».

«Ну а в долгосрочной перспективе, конечно, американцы и их союзники будут увеличивать давление на Россию и будут пересматривать price cap в сторону понижения, будут пользоваться всей той информацией, которую они собрали за время применения price cap, чтобы давить на перевозчиков и на страховщиков, чтобы они не занимались перевозками российской нефти», - полагает Митрахович.

По его мнению, «ценовой компромисс» на рынке может продержаться несколько месяцев, а потом России все равно придется перейти на иных страховщиков и перевозчиков. «Желательно, чтобы эти компании были российскими, надо было этим еще раньше заниматься, но сейчас вот в экстренном режиме имеет смысл договариваться со страховщиками и перевозчиками, которые зарегистрированы не только в России, но и, например, в странах Азии и Ближнего Востока», - добавил эксперт.

Отвечая на вопрос о том, останется ли у России возможность поставлять нефть по цене выше «потолка», он подчеркнул: «Если Россия в перспективе создаст своих перевозчиков и страховщиков и будет договариваться о том, что их будут признавать наши покупатели и страны, которые контролируют какие-нибудь транзитные проливы или каналы, – наверное, тогда можно будет продавать и вне зависимости от того, что делает G7 и Евросоюз».

Автор: Дмитрий Никитин

Источник: Finam.ru, 02.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики