Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ценовой потолок в $60 за баррель экономисты назвали адекватным для России

Ценовой потолок в $60 за баррель экономисты назвали адекватным для России

Но нефть все равно придется продавать с дисконтом

Евросоюз поставил наконец точку в затянувшейся внутренней дискуссии вокруг потолка цены на российскую нефть, который определен в $60 за баррель. К понедельнику соглашение еще должны письменно заверить все 27 правительств стран ЕС, но это уже формальности. А вот как на практике заработает сам механизм, какие будут последствия для глобального рынка энергоносителей и экспортных поступлений в бюджет РФ – тема куда более серьезная и неоднозначная.

Вопросов тут масса, поскольку речь идет об абсолютно новых, доселе невиданных правилах игры.

$60 за баррель – величина не окончательная и переменная: европейцы могут ее пересмотреть уже в середине января и потом – каждые два месяца, чтобы предел всегда был на 5% ниже рыночной стоимости российской нефти. Потолок позволит странам импортировать нефть из РФ, продолжая использовать услуги западных страховщиков и морских перевозчиков, но лишь до тех пор, пока ее цена укладывается в установленный лимит. То есть речь о полном эмбарго на морские перевозки российской нефти не идет – под запрет попадает лишь то сырье, которое закуплено по ценам выше «потолочных».

При этом, согласно документу ЕС (в изложении агентства Reuters), 45-дневный «переходный период» будет применяться к судам, перевозящим сырую нефть российского происхождения, загруженную до 5 декабря и выгруженную в конечном пункте назначения к 19 января 2023 года.

«Для мирового рынка мало что изменится, – полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Во-первых, $60 за баррель – это не $30, как предлагала Польша. Эта цена вполне вписывается в тот уровень стоимости, по которой российская нефть продается: в среднем по году – около $65 за баррель, а в ноябре – даже за $52, то есть с большим дисконтом.

Во-вторых, азиатские покупатели, пользуясь ситуацией, в любом случае будут требовать скидку на сырье из РФ, поскольку понимают: у российских компаний нет сегодня других потенциальных заказчиков. Думаю, наши компании к этому готовы.

В-третьих, ОПЕК+ и МЭА прогнозируют снижение спроса на нефть в 2023 году по причине мировой рецессии».

Разумеется, российский бюджет будет недополучать доходы. Но не столько из-за потолка цен, сколько из-за необходимости поддерживать объемы экспорта. Соответственно, придется давать покупателям скидку. По официальному прогнозу, напоминает Деев, дефицит федеральной казны в 2023 году составит 2% ВВП (2,9 трлн рублей), но в реальности, скорее всего, он будет больше. Не стоит забывать: с 5 февраля заработает эмбарго на поставки нефтепродуктов из РФ, а экспорт газа в страны дальнего зарубежья уже сократился на 90%.

«Что касается технической реализации ценового потолка, формально это выглядит так: страхование грузов из России не будет производиться, если стоимость сырья окажется выше установленного лимита, – поясняет собеседник «МК». – Ведущие страховые компании сосредоточены в США и Великобритании, их обойти будет сложно. Но это не исключает «серых» схем по перевалке нефти в море (с судна на судно) или по созданию «смесей», когда менее 50% российского сырья смешивается с сырьем из другой страны, – такой продукт формально лишается «гражданства РФ» и уже ни под какие ограничения не попадает».

По словам Деева, в Москве эти $60 за баррель рассматривают как вполне адекватный уровень. И российское правительство не собирается резко сокращать экспорт – это приведет к падению добычи, которую восстановить до прежних значений будет крайне проблематично. Лучше продавать дешево, чем не продавать вовсе: слишком велики риски для нефтедобывающей отрасли. Поэтому в последние дни в Москве уже не звучат однозначные заявления о том, что РФ не станет поставлять сырье странам, присоединившимся к инициативе.

«Само обсуждение ценового лимита уже повлияло на стоимость российской нефти: к концу ноября заметно вырос размер скидки, с которой продается сорт Urals, торгующийся сейчас ниже $60, – отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. – Соответственно, в краткосрочной перспективе ситуация с потолком почти не скажется на объемах поступлений в бюджет РФ. А вот что будет дальше, сказать сложно: ценовая конъюнктура будет складываться постепенно – в зависимости от нюансов конкретных решений добывающих стран ОПЕК+ и контроля над их выполнением».

Кстати, очередное заседание альянса ОПЕК+ намечено аж на воскресенье, 4 декабря, – чтобы успеть обсудить ситуацию до начала работы «потолка».

При этом Россия, безусловно, продолжит искать альтернативные рынки сбыта – в Азии, Латинской Америке, Африке, говорит Гойхман. Но перенаправить туда основную часть объемов, которые прежде шли в Европу, вряд ли получится – из-за меньшего спроса и насыщенности рынка другими поставщиками в этих регионах, а также из-за более сложной логистики.

«Основная интрига сейчас в том, достаточно ли Россия законтрактовала судов где-то на стороне, которые будут перевозить ее нефть на «дружественные» – преимущественно азиатские – рынки, невзирая на ценовой лимит и прочие ограничения, – рассуждает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. – Эти суда не обязательно должны принадлежать российским компаниям, либо быть зарегистрированы в РФ. Они могут иметь офшорную прописку.

Если Москва сохранит текущие объемы своего экспорта, мировые цены не изменятся. Если же придется урезать поставки из-за нехватки перевозчиков и страховщиков, тогда котировки вырастут. Кстати, за счет этого нашей стране удастся компенсировать потери от сокращения экспорта».

На практике Россия будет игнорировать фактор ценового потолка, полагает эксперт. Если рыночная цена в него уложится, появится больше компаний (в том числе европейских), которые захотят перевезти нефть морским транспортом и застраховать груз. В противном случае власти РФ найдут тех перевозчиков, кто закроет глаза на любые ограничения. И вряд ли они наложат официальный запрет на поставки в конкретные страны, резюмирует Юшков.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 02.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики