Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС выпустил разъяснения о действии потолка цен на российскую нефть

ЕС выпустил разъяснения о действии потолка цен на российскую нефть

Суда, нарушившие соглашение прайс-кэп, будут наказывать лишением страховок и финансирования на 90 дней, сам потолок цен будет пересматриваться в сторону понижения каждые два месяца. Как будет в этой ситуации действовать Россия?

Еврокомиссия официально объявила, что предельная цена на российскую нефть будет 60 долларов за баррель. Потолок цен вступит в силу с 5 декабря для сырой нефти и с 5 февраля для нефтепродуктов. В воскресенье, то есть за день до начала действия европейского эмбарго и потолка цен на российскую нефть, представители России и ОПЕК проведут встречу, чтобы обсудить ситуацию на рынке.

Евросоюз будет пересматривать предельный уровень цены на российскую нефть в середине января и потом — каждые два месяца, чтобы оценить, как работает схема. Совет ЕС уже заявил, что при каждом пересмотре ориентиром будет цена на 5% ниже рыночной.

Непонятно пока, как Россия подготовилась к прайс-кэп. Именно это и станет основным вопросом консультаций России и членов ОПЕК. Так считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Все участники ОПЕК+ хотят получить ответ, как Россия теперь будет экспортировать нефть, то есть будут ли вводиться какие-то государственные запреты на экспорт в какие-то отдельные страны. Либо нет, либо мы будем просто игнорировать эти санкции и говорить о том, что вот если рыночная цена укладывается в потолок цены, тогда у нас просто больше выбор перевозчиков и страховых компаний, если не попадает, тогда, соответственно, мы имеем ограничения в танкерах, которые перевозят российскую нефть. То есть явно все хотят услышать некий отчет от России, как она подготовилась к введению этого потолка цены, сколько у нас есть лояльных нам танкеров, какой прогноз по поводу объемов экспорта, и, соответственно, дальше ОПЕК+ будет обсуждать вопрос: Россию надо заменять на мировом рынке нефти или нет».

Далеко не факт, что результаты этих консультаций станут известны широкой публике. В это же воскресенье пройдет заседание ОПЕК+ в формате видеоконференции. Эксперты, опрошенные The New York Times, считают, что участники соглашения не станут принимать поспешных решений в условиях неопределенности с присутствием российской нефти на мировом рынке. Издание также отмечает, что на рынок действуют и другие факторы, в первую очередь — снижение спроса со стороны Китая из-за ковидных ограничений.

Пока нет необходимости пересматривать квоты участников ОПЕК+. Так считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

«Базовый прогноз, что добыча останется неизменной, потому что цена на нефть все-таки практически вернулась к 90 долларам за баррель и является приемлемой для большинства членов картеля. Но все-таки с учетом новых реалий я думаю, что действительно ОПЕК+ может занять выжидательную позицию и посмотреть, как будет работать нефтяное эмбарго и потолок цен. Если эта ситуация приведет к серьезному сокращению поставок российской нефти, то тогда я думаю, что министры ОПЕК+ могут вернуться к вопросу об увеличении добычи. Но нужно промониторить ситуацию, это может занять месяц, с моей точки зрения».

Ранее западные СМИ сообщали, что Россия закупает танкеры, чтобы смягчить эффект от нефтяных санкций. Как следует из субботней публикации газеты Financial Times, которая ссылается на одного из судовых брокеров, Москва закупила уже больше 100 устаревших судов для перевозки российской нефти. Так это или нет, судить трудно, но, скорее всего, какая-то работа в этом направлении ведется. Продолжает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Часть этих танкеров раньше возили иранскую нефть, теперь будут возить российскую, полностью это отследить не получится и прекратить эти перевозки тоже. Очевидно, что если санкции не уничтожили нефтяную индустрию Ирана, то российскую тем более не уничтожат. И вот такие меры, как скупка теневого танкерного флота, могут нам помочь. Альтернатива какая еще — перевозчики из дружественных юрисдикций, и поскольку прайс-кэп оставлен на цене выше, чем текущие котировки российской нефти, значит, перевозчики из Европы по-прежнему смогут российскую нефть возить. На несколько месяцев этого хватит, а дальше уже по обстоятельствам. Сколько всего будет потеряно, думаю, где-то 0,7 млн баррелей — 7,5 млн баррелей Россия экспортировала нефти и нефтепродуктов, если теряется 0,7 млн, считайте, что это десятая часть экспорта. В целом я думаю, что это в разумных пределах, которые российская нефтяная индустрия переживет».

Также стало известно, как Евросоюз будет наказывать тех, кто проигнорирует требования прайс-кэп. Как следует из пояснения Еврокомиссии, ЕС намерен на 90 дней лишать страховок и финансирования суда, перевозившие российскую нефть по цене выше предельной.

Автор: Михаил Задорожный

Источник: BFM.RU, 03.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики