Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем Россия формирует «теневой флот»

Зачем Россия формирует «теневой флот»

Использование «теневого флота» – основной для России способом обхода ограничений после введения ценового потолка на нефть, считает Игорь Юшков — ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности

Россия собирает «теневой флот» танкеров, чтобы смягчить эффект от нефтяных санкций, сообщает Financial Times (FT) со ссылкой на данные судоходных брокеров и аналитиков. По оценкам судоходных брокеров, в этом году было приобретено более 100 судов для перевозок сырой нефти, причем речь идет об устаревших танкерах.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович рассказал «Московской газете», что Россия действительно приобрела танкеры, однако их количества недостаточно для того, чтобы Москва могла без ущерба для себя транспортировать сырье на новые рынки.

«С российской стороны это абсолютно логичное решение. Москве сейчас сложно работать с предыдущими своими партнерами. Приходится переключаться на новые рынки и решать вопрос с перевозкой сырья. Вполне возможно, что российская нефть вскоре будет транспортироваться с помощью судов, которые ранее в полутеневом режиме использовались для перевозки иранской нефти. Однако танкеров может не хватить, поэтому возможно Россия воспользуется услугами перевозки сырья у судоходных компаний, зарегистрированные в дружественных юрисдикциях», — сказал Станислав Митрахович.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, не исключено, что Россия попытается найти определенное количество лояльных танкеров, которые не будут сообщать данные о перевозимом сырье санкционным регуляторам ЕС и США.

«Потолок цен на российскую нефть подразумевает, что для России основной способ обхода ограничений – это использование флота, который не будет сообщать реальные данные о стоимости перевозимой нефти. Согласно разъяснениям Вашингтона никаких вторичных санкций к покупателям российского сырья, стоимость которого выше установленного потолка, применяться не будет. Однако перевозить российскую нефть по морским путям выше ценового потолка запрещено. Согласно документу перевозчики и страховые компании обязаны запросить данные о стоимости сырья, которое заливается в танкер. Поэтому Россия, вероятно, попытается найти определенное количество лояльных танкеров, которые не будут сообщать данные о перевозимом сырье санкционным регуляторам ЕС и США, либо будут формально соблюдать процедуру. То есть на бумаге будет зафиксировано, что нефть, условно, стоит 30 долларов за баррель, тогда как реальная ее цена будет соответствовать рыночной стоимости. Это вполне рабочая схема, поскольку никто не обязан перепроверять, соответствует ли информация в документе действительности или нет», — предположил Игорь Юшков.

По словам эксперта, «планы о введении потолка цен на нефть из РФ обсуждаются с весны этого года, поэтому у России было несколько месяцев подготовиться к санкциями и сформировать свой флот для перевозки нефти на новые рынки».

«Основная интрига – сколько на счету России танкеров и достаточное ли их количество. Потому что здесь накладывается несколько вопросов: во-первых, как уже отмечалось, нужны лояльные танкеры, которые смогут перевозить нефть по рыночной цене. Во-вторых, с 5 декабря Россия должна окончательно уйти на азиатский рынок. Таким образом, время пути до потребителя будет увеличено, а это значит, что нужно больше танкеров. Что касается того, насколько сократиться экспорт российской нефти, пока сложно спрогнозировать, поскольку нужно время, чтобы понять, какой объем отгрузки будет в российских портах в ближайшие два месяца. Но у России остается возможность маневрировать по загрузкам: можно, например, отгружать больше нефти там, где путь у танкеров короче до азиатских рынков, например, с порта Новороссийска. Соответственно, необходимо будет уменьшить отгрузку в северо-западных портах», — сказал Игорь Юшков.

При этом собеседник издания не исключил, что в случае сокращения экспорта российской нефти мировой рынок столкнется с дефицитом, что спровоцирует рост цен на энергоресурсы.

«Таким образом, за счет экспорта нефти на другие рынки мы сможем заработать примерно столько же, сколько до введения ограничений. Поэтому с точки зрения наполнения бюджета никакой катастрофы не произойдет», — заключил аналитик.

В соответствии с ценовым потолком с 5 декабря баррель российской нефти будет стоить не выше 60 долларов. Такое решение приняли страны G7, ЕС и Австралия, говорится в заявлении Еврокомиссии.

Автор: Элина Рустамова

Источник: Московская газета, 03.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики