Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем России устаревшие баржи: спасет ли танкерный флот нефтяной экспорт

Зачем России устаревшие баржи: спасет ли танкерный флот нефтяной экспорт

Москва приобрела сотню судов для перевозки сырья

Уже не первый раз западные СМИ сообщают «сенсационную» новость о том, что Россия собирает «теневой флот» танкеров для смягчения эффекта от нефтяных санкций, вступающих в силу 5 декабря. На сей раз издание Financial Times, сославшись на данные судоходного брокера Braemar, сообщило миру, что Москва уже закупила более сотни судов для перевозки сырой нефти. Причем речь идет об устаревших танкерах, близких к списанию, ранее обслуживающих также «подсанкционные» поставки Ирана и Венесуэлы.

Как пишет Financial Times, по данным энергетической консалтинговой компании Rystad, в 2022 году Россия добавит к своему танкерному флоту 103 судна за счет покупок и перераспределения кораблей, ранее обслуживавших нефтяной экспорт Ирана и Венесуэлы.

Прямых доказательств этому нет, есть лишь «подозрительная» информация в реестрах о значительном увеличении анонимных или новых покупателях танкеров. Как правило, эти вновь приобретенные суда имеют возраст 12-15 лет и, скорее всего, будут списаны в ближайшие несколько лет, пояснил руководитель отдела исследований танкерного флота в Braemar Ануп Сингх. «Мы уверены, что большинство этих судов предназначены для России», — заявил он.

Еще в ноябре Braemar сообщала, что в текущем году связанные с Россией операторы предположительно приобрели 29 супертанкеров («очень большие нефтеналивные суда», или VLCC), каждый из которых может перевозить более 2 млн баррелей нефти. Кроме того, Россия, по предположениям консалтинговой компании, добавила к флоту 31 танкер Suezmax (рассчитан на около 1 млн баррелей) и 49 танкеров Aframax (около 700 000 баррелей).

Впрочем, у экспертов эти данные вызывают сомнения. В частности, специалисты обращают внимание на то, что танкеры VLCC банально не подходят для России, так как эти суда слишком велики для отечественных портов. Однако справедливости ради отметим, что определенные предпосылки для информации о создании нашей страной своего «теневого» танкерного флота все же есть. Во-первых, тарифы на перевозку российской нефти морским путем в преддверии 5 декабря – дня вступления западных санкций – существенно выросли: в среднем, в полтора раза. Во-вторых, еще в октябре один из крупнейших госбанкиров страны Андрей Костин говорил, что на «расширение танкерного флота необходимо потратить порядка $16,2 млрд». Следовательно, так или иначе данный вопрос в российских властных коридорах рассматривался.

Если Россия действительно приобрела более 100 судов для этих целей, то это, безусловно, смягчит санкционный удар, но не решит все возникшие у нашей страны проблемы. «России нужно более 240 танкеров, чтобы сохранить текущий экспорт», – считает Виктор Курилов, аналитик Rystad. По оценкам компании, России будет не хватать 60-70 танкеров, а экспорт по морю упадет примерно на 200 тыс. баррелей в сутки. Западные компании считают, что общие объемы российской нефти, потерянные для рынка, могут в итоге колебаться от 600 тыс. до 1,5 млн в день.

В Государственной думе такую оценку не разделяют. «У России нет необходимости в создании огромного теневого флота, – сказал первый зампред комитета по международным делам Алексей Чепа. – Очевидно, нашей стране даже и создавать такой теневой флот не надо, потому что огромное количество компаний и большое количество стран хотят брать нашу российскую нефть».

А вот эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает, что стратегия по приобретению дополнительных судов для перевозки нефти в условиях жестких санкций вполне логична. «Конечно, будут задействованы транспортные суда тех стран, которые можно в наименьшей степени обвинить в сотрудничестве с Россией. Танкеры будут переоформляться на иностранные юридические лица, заподозрить которые в каких-либо тайных договорах с нашей страной окажется практически невозможным», – говорит эксперт.

Он приводит данные за прошлый год, согласно которым общая численность морского транспортного флота, контролируемого российскими судовладельцами, составляла почти 1,5 тысяч судов. Из них собственно под российским флагом ходило 1,2 тысяч кораблей. Хотя более 60% тоннажа нефти приходилось на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами. При этом большинство российских кораблей уже «старенькие» – их срок эксплуатации превышает 15 лет. По словам Юшкова, в России практически не осталось современных контейнеровозов, кораблей с горизонтальной загрузкой или баржевых транспортных средств, осуществляющих доставку грузов на крупные морские платформы.

В то же время Юшков считает, что отечественным экспортерам нефти удобнее использовать корабли, ходящие под флагами независимых государств: Либерии, Мальты, Кипра и Панамы. «Количество судов под российским флагом снижается, а число грузоперевозчиков, передвигающихся под нейтральными вымпелами, напротив, растет. Импортные морские транспортные услуги обходятся российским компаниям в $10-15 млрд ежегодно», – уточняет эксперт.

Автор: Дмитрий Докучаев

Источник: МК, 04.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики