Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия найдет танкеры для обхода европейского нефтяного эмбарго

Россия найдет танкеры для обхода европейского нефтяного эмбарго

Европейское нефтяное эмбарго и потолок цен G7 спровоцировали бум на танкерном рынке. Ажиотаж говорит о том, что российское сырье обязательно найдет покупателя, однако рискует просесть по цене, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Александр Перов.

Нефтяное эмбарго привело к танкерному буму

Информационное агентство Reuters сообщило о буме на танкерный флот.

Связано это с введением потолка цен на российскую нефть, который осложнил западным компаниям работу с отечественным сырьем.

Теперь поставки нефти из РФ на мировой рынок стали для них рисковым бизнесом – нужно, чтобы контрактная стоимость сырья не превышала 60 долларов за баррель.

Рынок давно готовился к данной ситуации: Reuters сообщает, что норвежские и греческие судоходные компании активно продавали старые танкеры компаниям из Индии, Китая и стран Ближнего Востока, решившим застолбить перевозки российской нефти.

Агентство приводит в качестве примера зарегистрированную в Женеве компанию Fractal Shipping, которая менее чем за год собрала флот из 23 танкеров, купленных в интересах инвесторов из Дубая (ОАЭ). Исследование компании Eikon показывает, что данные суда везут российскую нефть из портов Балтийского и Черного морей.

Исполнительный директор Fractal Shipping Матье Филипп объяснил эти инвестиции деловой смекалкой: бизнесмен и его партнеры решили, что спрос на нефть неизбежно возрастет с пандемических минимумов, и что под него потребуется перевозка.

Российский рынок сегодня считается самым горячим и перспективным на рынке танкерных перевозок, и туда стремятся многие независимые компании.

В Fractal Shipping сделали ставку на подержанные суда: обычно крупные перевозчики отказываются от кораблей старше 15 лет, связано это с большими расходами на страховку и содержание, однако женевская структура пошла другим путем.

Флот Fractal Shipping состоит из судов возрастом от 13 до 19 лет: все они исправны, но не подпадают под стандартную западную бизнес-модель, в рамках которой стоимость кредитов и страхования задает временной цикл использования техники.

Повышенный спрос на рынке сегодня зафиксирован на танкеры класса Aframax, способные перевозить до 600 тысяч баррелей. Такие суда обычно используются для загрузки в портах Ленинградской области, через которые шла основная торговля с Европой.

Стоимость двадцатилетнего судна данного класса с января 2022 года подскочила на 86% с 11,8 млн долларов до 22 млн долларов. В 2022 году, по данным VesselsValue, было зафиксировано 148 сделок по Aframax, что на 5% больше, чем годом ранее.

У Fractal Shipping, согласно сайту компании, в распоряжении находится семь таких судов.

Российская марка нефти Urals торгуется выше западного потолка цен в 60 долларов за баррель, и это говорит о том, что российским компаниям необходимо изыскивать новые пути экспорта, тем более нельзя исключать новый скачок котировок в начале 2023 года.

Одновременно вышли интересные данные от Bloomberg: 1-2 декабря резко возросли объемы поставок российской нефти неизвестным потребителям, причем речь идет об 1 млн баррелей в сутки. Куда и кому ушло это сырье непонятно, как и кто его перевозил.

Российская нефть найдет покупателя

«Основные объемы российской нефти с рынка никуда не уйдут – сырье продолжит находить своего потребители, а более важным вопросом является цена, по которой Москва будет продавать нефть», - констатирует энергоэксперт Александр Перов.

Разница между марками Brent и Urals сегодня составляет 20 долларов за баррель, причем после введения европейского эмбарго на российские поставки и механизма предельных цен G7 она вырастет по экономическим причинам.

Ситуация продолжит ухудшаться: вслед за нефтяным эмбарго от 5 декабря 2022 года грядет европейское эмбарго на российские нефтепродукты от 5 февраля 2023 года, в результате чего Москве придется перенаправить дополнительные объемы экспорта.

«Отказ европейских потребителей сначала от нефти, а затем и от нефтепродуктов вместе с проблемой доставки нефти до конечного потребителя будет давить на цены. Проблемы уже возникли – можно вспомнить пробку из танкеров, которая возникла на черноморском направлении. Очевидно, что трудности этим не ограничатся», - резюмирует Перов.

Россия найдет танкеры, страховые компании и покупателей на сырье, но транспортное плечо увеличится, а вместе с ним и другие издержки. Это обернется снижением прибыли и ожидаемых нефтяных доходов федерального бюджета.

«Российская нефть будет доставляться на мировой рынок, а главной проблемой останется тот факт, что РФ придется в течение неопределенного времени продавать сырье дешевле конкурентов», - заключает Перов.

Однако издержки от эмбарго носят двусторонний характер: необходимость полного замещения российской нефти поставила перед ЕС трудно решаемые задачи.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 06.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики