Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Англосаксонский пакт. Британия и США расширяют партнерство в энергетике

Англосаксонский пакт. Британия и США расширяют партнерство в энергетике

Великобритания и США создают энергетическое партнерство, направленное на обеспечение глобальной энергетической безопасности и снижение цен. Об этом говорится в совместном заявлении британского премьер-министра Риши Сунака и американского президента Джо Байдена, размещенного на официальном сайте правительства Великобритании. Под обеспечением энергетической безопасности стороны понимают, прежде всего, снижение зависимости от российских поставок. «Это партнерство снизит цены для британских потребителей и поможет раз и навсегда покончить с зависимостью Европы от российских энергоносителей», — прокомментировал Риши Сунак.

Одним из наиболее существенных решений вновь созданного партнерства является поставка на британские терминалы в 2023 году 9-10 млрд тонн американского СПГ. Кроме того, Лондон и Вашингтон договорились активизировать сотрудничество в области энергоэффективности, ядерной и возобновляемой энергетики.

Сделка по сжиженному газу обсуждалась давно. Великобритания хотела купить в 2023 году не менее 10 млрд куб. м, США обещали поставить 15 млрд куб. м всем европейским странам, включая соединенное королевство.

Газ играет ключевую роль в британском энергобалансе, на его основе вырабатывается более 40% потребляемой страной электроэнергии. Внутренняя добыча обеспечивает от 47 до 50% потребляемого голубого топлива, еще 32-34% дает трубопроводный, в основном норвежский, газ. Оставшиеся объемы приходятся на американский, катарский и российский СПГ. Поставки из России в 2021 году составили 3,1 млрд куб. м (около 4% от общего потребления газа), из США — 3,9 млрд куб. м. Увеличение американских поставок до 10 млрд куб. м не только с лихвой заместит газ из России, но и, по замыслу партнеров, позволит нарастить поставки в континентальную Европу, сбивая, в случае необходимости, высокие цены на энергоносители. В Лондоне рассчитывают, что эти меры помогут им отказаться от закупок российского СПГ с 1 января 2023 года.

«Эта история интересна, прежде всего, в политическом контексте, а не в энергетическом, — отмечает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Дело в том, что ни Белый дом, ни Даунинг стрит формально не контролируют бизнес-структуры, которые осуществляют торговлю СПГ. Поэтому, опять же формально, ни те, ни другие не имеют инструментов для того, чтобы обеспечить поставки 9-10 млрд куб. м из США на британские терминалы в 2023 году. Да и весь доступный объем американского СПГ и так идет на европейские, и в том числе британские терминалы, потому что цены в Европе позволяют получить поставщикам сверхприбыли. 

Одновременно в заявлении премьер-министра Сунака говорится, что выполнение меморандума позволит снизить цены для британских потребителей. Этого можно достичь только одним способом — заставить поставщиков американского СПГ директивно предоставить дисконт. Очень сомневаюсь, что это возможно. Тем более что большую часть американского СПГ в Европу поставляют не американцы, а европейские и британские корпорации, такие как Shell, BP или Centrica. Именно они и получают сверхприбыли от перепродажи американского СПГ, покупая по цене с привязкой к американскому рынку, а продавая в ЕС по запредельной цене европейских хабов.

Поэтому либо меморандум Сунак — Байден — это просто пиар, либо за ним кроется что-то отличное от официальных сообщений. Например, он может означать, что меньше американского газа будет доступно непосредственно для стран ЕС, той же Германии, которую лишили основного источника поставок газа, взорвав «Северные потоки» и заставили в пожарном порядке строить СПГ терминалы. Только найти гарантированные объемы для этих терминалов на ближайшие годы Берлин так и не смог. А теперь им еще и дают сигнал, что «желанный» американский СПГ пойдет в ЕС через Великобританию. Такая иерархия союзников».

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 07.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики