Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия готовит контрмеры на введение нефтяного «потолка»: эксперты оценили риски

Россия готовит контрмеры на введение нефтяного «потолка»: эксперты оценили риски

«Дисбаланс, рост цен и дефицит на энергорынке»

В России рассматривают целых три варианта ответного механизма на введение Западом потолка цен в $60 на поставки ее сырой нефти. Правда, два из них, по словам экспертов, выглядят нереализуемыми и о них вообще лучше забыть как о дурном сне. При этом не исключен сценарий, при котором Москва в какой-то момент откажется действовать в соответствии с эмоциональным принципом «око за око», чтобы не навредить своим и чужим рынкам. И все останется как есть. 

Итак, первый вариант — это полное эмбарго на продажу нефти государствам, поддержавшим ограничение. В том числе если они приобретают сырье у России не напрямую​, а через цепочку посредников. Вторым вариантом (он смотрится наиболее здраво) предусмотрен запрет на экспорт только по тем контрактам, куда включено условие потолка цен, ричем вне зависимости от того, какая страна выступает получателем. Наконец, третий, как сообщает Bloomberg, — это введение так называемой индикативной цены, то есть определение максимального дисконта российской нефти Urals к эталонному Brent. При увеличении скидки продажа будет запрещена.

«Не только правительство РФ, но и власти Саудовской Аравии и других стран-производителей считают потолок цен нерыночным инструментом, - говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. - Вероятно, Россия в итоге остановится на втором варианте: не поставлять нефть по контрактам, где зафиксировано это ограничение. Первый же чреват еще более резким снижением нефтедобычи в РФ. Ведь уже после 5 декабря, когда вступило в силу эмбарго на морские поставки российской нефти, наш экспорт в ЕС сокращается на 2 млн баррелей в сутки (исключение сделано для нефтепровода «Дружба»), это около 20% всей отечественной добычи».

Что касается идеи индикативной стоимости, реализовать ее на практике будет сложно. Кроме того, по словам Деева, на фоне колебаний мировых котировок на североморский сорт Brent такое решение наверняка приведет к большим потерям. С рынка уйдут немалые объемы российского сырья, что усилит на нем дисбаланс, рост цен и дефицит.

«К чему уподобляться инициаторам введения ценового лимита? - задается вопросом эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - С одной стороны, мы их критикуем за грубое вмешательство в механизмы рыночного ценообразования, а с другой — сами встаем на тот же путь, порождая риски дефицита. Чем же мы тогда лучше? Компании должны сами договариваться между собой, а цена — формироваться за счет баланса спроса и предложения. Первый вариант из предлагаемых — откровенно ошибочный. Государства G7, Евросоюз, Канада, Австралия вообще не покупают российскую нефть, поскольку запрет введен и действует на их «поле». Нам не надо запрещать поставки, поскольку они уже заблокированы — коллективным Западом».

Получается, что Москва, стремясь продемонстрировать геополитическую жесткость, лишний раз запугает, закошмарит бизнес — и свой, и иностранный. Формально, заказчик российской нефти (скажем, в Индии) может подумать: «Вот я сейчас куплю ее для перепродажи, как трейдер. А вдруг она попадет к европейцам без моего ведома, и штраф наложат на меня, как на первое звено в торговой цепочке?» В этих условиях, рассуждает Юшков, отечественное сырье становится максимально токсичным, с ним никто не захочет связываться. Наиболее оптимальным собеседнику «МК» представляется второй вариант, который в силу своей гибкости позволяет сохранить присутствие российской нефти на глобальном рынке. Он выгоден и производителям, и потребителям, он не угрожает ни балансу спроса и предложения, ни ценовой конъюнктуре.

«А вот реализовать механизм индикативной цены будет невероятно сложно, - резюмирует Юшков. - По сути, речь идет о неком критическом размере дисконта на российскую нефть. Может, идея и неплохая, но высока вероятность, что у нас сократится экспорт. А вообще, не надо бояться скидки. Мы же видели, как она на протяжении 2022 года вырастала до $35 на каждый баррель, а потом скатывалась обратно к отметке 18. Надо просто работать с клиентами, скидка — величина переменная, и нет никакого смысла искусственно ее ограничивать».

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 07.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики