Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергоэксперт Юшков: РФ должна сохранить объемы нефтяного экспорта

Энергоэксперт Юшков: РФ должна сохранить объемы нефтяного экспорта

СМИ начали рассуждать о возможных российских ответах на потолок цен, но стратегической задачей РФ является сохранение экспортных объемов. Национальную политику необходимо выстраивать исходя из этого обстоятельства, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Третий день европейского эмбарго и предельных цен на поставки российской нефти морским путем обернулся для рынка разговорами об ответных действиях РФ.

Агентство Bloomberg вчера вечером сообщило, что Москва может ввести минимальные экспортные цены на нефть, а издание «Ведомости» рассказало о трех вариантах действий Москвы. Во-первых, полный запрет экспорта в страны, поддержавшие потолок, во-вторых, запрет на упоминание предельных цен в контрактах и, в-третьих, фиксированный дисконт между стоимостью марок нефти Brent и Urals.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил, что в настоящее время ведется активная работа над дальнейшими действиями по данному вопросу.

Оптимально неформальное решение

«У Москвы возник соблазн закрепить предупреждения о том, что РФ не будет продавать нефть тем странам, которые введут потолок цен. Только одно дело, когда такие заявления делают политики, а другое – практика», - заключает энергоэксперт Игорь Юшков.

Оформить все это в документ несложно, но любое ограничение можно обойти.

Нефть на Запад несложно продать через трейдеров вроде Trafugura, предельные цены в контрактах можно не обозначать, но реализовывать сырье дешевле 60 долларов, а проблема фиксированного дисконта Brent и Urals упирается в специфичность рынка.

«О запрете на соблюдение западного потолка цен говорили Путин, Новак и Набиуллина, но формальных полномочий запрещать компаниям вести такую политику у властей нет. В РФ не существует законов, которые бы регулировали вопрос», - резюмирует Юшков.

Необходимо сделать выбор: нужно ли РФ такое регулирование на уровне закона или нет.

«Существует опыт соглашения ОПЕК+. В нем мы участвуем с 2016 года, но до сих пор ни у одного органа государственной власти нет полномочий указывать нефтяным компаниям, сколько им нужно добывать», - констатирует Юшков.

Российские нефтедобытчики формально добровольно участвуют в данном соглашении.

«В РФ нет законов по соблюдению соглашения ОПЕК+. Возможно, и здесь было бы достаточно, если бы президент также встретился с главами компаний и сообщил им о нецелесообразности торговли по нефтяному потолку», - заключает Юшков.

Рационально было бы рассмотреть неформальный подход, тем более Москва постоянно критикует Запад за то, что тот влезает в рынок с нормативными актами, однако дискуссия приняла политический оборот, поэтому рамочный закон наверняка появится.

России нужно сохранить экспортные объемы

«Можно запретить нефтяным компаниям привязывать ценообразование к потолку цен в контрактах. Такая формулировка снимет вопросы по ситуации, когда стоимость экспорта будет укладываться в западные предельные цены», - резюмирует Юшков.

Данная мера будет безболезненна для Москвы, поэтому ее можно применить на практике.

«РФ заявляла открытым текстом, что не будет продавать нефть в те страны, которые присоединятся к потолку цен. Здесь есть тонкие моменты – страны G7 и так ввели эмбарго на импорт из РФ, но, например, Канада, никогда не покупала российское сырье, зато есть Япония, которая ввела исключения для сахалинских проектов», - констатирует Юшков.

Объемы нефтяного экспорта в Японию можно без проблем пристроить на азиатском рынке.

«Если Москва хочет подтвердить риторику демонстративными действиями, то можно использовать японский сюжет, но массово вмешиваться в рыночное ценообразование нецелесообразно, потому что это путь к сокращению экспорта. Целью нефтяной политики РФ всегда было сохранение объемов продаж», - заключает Юшков.

Необходимо выбрать компромиссный и наиболее выгодный для России сценарий.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 07.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики