Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что бы власть ни делала, бензин будет дорожать

Что бы власть ни делала, бензин будет дорожать

Очередная спецоперация по сдерживанию цен на бензин, иницированная на днях премьер-министром Владимиром Путиным, набирает обороты. Громкие заявления и немедленные расследования Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении нефтяных компаний не дали ожидаемого результата в краткие сроки. Вероятно, поэтому сегодня в ход была пущена тяжелая артиллерия — Министерство энергетики громко объявило, что решило остановить экспорт бензина для стабилизации внутреннего рынка.

Экспертное сообщество встретило эту новость с недоумением: из-за неразвитости нефтепереработки Россия гонит за рубеж в основном сырую нефть, дизельное топливо и мазут. Бензин здесь — капля в море: годовой объем его экспорта составляет всего 3 млн т из 130 млн т продаваемых за рубеж нефтепродуктов. К тому же запретами проблему не решить, уверены аналитики, а вот усугубить — вполне возможно.

Ближайшая перспектива — 28 руб./литр

Аналитик ФГ БКС Андрей Полищук отмечает, что Россия отправляет на экспорт лишь 8% бензина. Эксперт полагает, что запрет экспорта бензина, конечно, поможет в стабилизации, но может иметь и негативные долгосрочные последствия. «Из-за сдерживания цен на внутреннем рынке нефтяные компании просто-напросто могут снизить объемы переработки и увеличить экспорт сырой нефти. Так или иначе, резкого роста цен на заправках нам не избежать», — говорит аналитик.

А.Полищук отмечает, что еще месяц или два правительству удастся сдержать рост цен на заправочных станциях на уровне 2–3%, но уже к концу лета цены могут увеличиться на все 10%, а литр высокооктанового бензина в среднем по РФ может подорожать до 28 руб.

По мнению эксперта, на цены давит общемировая ситуация — привлекательность экспортной альтернативы как раз и приводит к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке. Однако не меньшую роль здесь играют акцизы — так, в 2011 г. акцизы на бензин повысились в зависимости от класса топлива на 29–50%, на дизельное топливо — вдвое. «До 4,5 руб. в стоимости одного литра бензина — это налоги,« — напоминает эксперт любителям винить во всем жадных нефтяников.

Самое простое решение проблемы — отпустить розничные цены, чтобы нефтяные компании были заинтересованы в повышении продаж в РФ. Однако более нужным является ликвидация дефицита нефтеперерабатывающих мощностей, модернизация НПЗ и развитие конкуренции, добавляет А.Полищук. Сдерживание же цен приведет в конечном итоге к тому, что нефтяники перестанут инвестировать в переработку, и России придется закупать бензин за рубежом, предупреждает он.

«Цены на бензин пока заморожены. Если их отпускать сейчас, то это надо делать как-то аккуратно. Но чтобы сделать более-менее интересным внутренний рынок для наших нефтяников, цены в розницу должны увеличиться на 6–8%», — поддерживает коллегу аналитик «Алоринвеста» Д.Лютягин.

Власти сами виноваты

Несмотря на то, что власть активно открещивается от причастности к дефициту бензина, эксперты придерживаются другого мнения. По мнению аналитиков, именно правительство создало такую систему, что нефтяным компаниям стало просто невыгодно работать на внутреннем рынке.

«Стабильно высокие цены на нефть и особенности налогового законодательства сделали экспорт нефтепродуктов и сырой нефти более выгодным чем реализация на внутреннем рынке. Также особое внимание со стороны ФАС и действия правительства по сдерживанию роста цен на нефтепродукты сделали работу на внутреннем рынке менее выгодной для нефтяных компаний», — отмечает Г. Бирг. Он советует властям задуматься о реформе сборов с нефтяной отрасли с целью перехода на более рыночные принципы.

С ним согласен и аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. «Мы путаем причину и следствие. Причина в том, что регулируется жестко внутренний рынок — и в этих условиях, конечно, образуется дефицит топлива. Поэтому причину надо искать в самом государстве, которое ограничивает производителей, сдерживает рост цен, повышает налоги — в этом базовая причина», — говорит эксперт.

В свою очередь глава Фонда национальной энергетической безопасности ООО (ФНЭБ) Константин Симонов отмечает, что нынешний бензиновый кризис не первый и не последний, а атаки ФАС на нефтяников пока выглядят как пустая трата времени, ведь размер штрафов не является значительным для нефтяников.

«Пока правительство реально не задумается о струкутуре нашего рынка и прежде всего о том, что у нас нет абсолютно независимых переработчиков, такие кризисы у нас будут повторяться постоянно, а премьер-министр будет постоянно вызывать нефтяников и стучать кулаком по столу в режиме „ручного“ управления», — заключает эксперт.

Источник: РБК, 28.04.2011 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики