Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Потолок" цен на нефть – просто о сложном. России нужно принять решение (видео)

"Потолок" цен на нефть – просто о сложном. России нужно принять решение (видео)

Так называемый потолок цен на нефть из России, а также запрет на её морской экспорт в Европу станет для экономики "новым шоком" пугают нас аналитики Центробанка. Однако эти выводы отвергают специалисты Минэнерго: существенных последствий от этих ограничительных мер не будет, утверждают в ведомстве. Кто прав?

Глава Минфина тоже высказал своё мнение по этому вопросу. Антон Силуанов считает, что говорить о влиянии "ценового потолка" на бюджет страны преждевременно, а само ограничение он назвал "абсолютно нерыночным инструментом":

"Сейчас наше правительство формирует ответные меры. Мы, как заявлял президент Владимир Путин, не станем подписывать контракты, где будет упоминаться регулирование цен и потолки этих цен. В ближайшее время Россия ответит на те решения, которые были приняты в отношении потолка", – подчеркнул министр. По его словам, "нерыночные меры перекашивают рынок" – и это скажется или на ценах на сырьё, или на объёмах его предложения.

 

Результат ведения "ценового потолка" мы увидим ещё не скоро

Так насколько введение "ценового потолка" может быть шоком для экономики нашей страны? Этот вопрос в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько обсудил с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности Станиславом Митраховичем.

Юрий Пронько: Я знаю вас как одного из лучших специалистов в этой области, который может спокойно объяснить, действительно ли нам подложили этим "потолком" большую свинью, как предупреждает ЦБ, или страхи несколько преувеличены. Чего нам ждать, на ваш взгляд?

Станислав Митрахович: Против нас давно ведётся полноценная экономическая война. Поэтому надо внимательно смотреть, какие реально могут быть последствия этих действий. И самое главное, что нам надо предпринять, чтобы подготовиться к возможным последствиям.

На самом деле результат введения "ценового потолка" мы увидим ещё не скоро. Это будет наша большая тема на 2023 год. Пока ничего страшного из того, что ожидали наши западные противники по экономической войне, не случилось. А они во многих международных дискуссиях обещали, что весной 2022 года добыча нефти в России и её экспорт упадут на треть. Это утверждали и эксперты Международного энергетического агентства.

Причём об этом они рассуждали сначала в марте по отношению к апрелю, затем в апреле по отношению к маю. Но ничего подобного не случилось, максимум падения составлял 8%, потом уровень восстановился.

Сейчас предполагается, что после введения в силу эмбарго ЕС на импорт русской нефти морским путём мы, скорее всего, увидим в ближайшие недели или месяцы падение на несколько процентов от нынешнего уровня, это пока не выглядит критично. Но надо понимать, что нынешний механизм предельных цен будет постепенно ужесточаться. Поэтому надо не сидеть и просто размышлять, а предпринимать конкретные меры, чтобы снизить риски.

Нам нужно иметь всё своё: судоходные и страховые компании, танкеры

– В чём эти меры будут заключаться, как нейтрализовать возможную проблему?

– В первую очередь, необходимо думать о новой логистике доставок нефти на рынки сбыта, которые мы сейчас для себя открываем – в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и так далее.

Нам необходимо построить собственную инфраструктуру по экспорту нефти. Необходимы собственные отечественные судоходные компании. Нам надо скупать танкеры, договариваться с партнёрами, переоформлять эти танкеры как угодно.

Кроме того, нам нужны свои страховые компании. Мне никогда не было понятно, почему страхование квартир от заливания соседом сверху – это нормальный вид бизнеса, а страхование нефтеперевозок нас тянет в какое-то тёмное прошлое, поэтому ни в коем случае нельзя страховать нефть, скоро она будет никому не нужна.

Есть два пути: либо мы соглашаемся на "потолок" и нас гнут, либо делаем жёсткие шаги

– Это, кстати, к Набиуллиной. Ведь страховой рынок – это её подведомственное направление. Она персонально несёт за него ответственность, за эту отрасль.

– Идём дальше. Конечно, нам необходимо своё судостроение. Здесь, в отличие от страхования и перевозок, дольше инвестиционный цикл, но этим тоже надо заниматься. Пока у нас не появятся свои собственные суда, мы будем зависеть только от чужих и, у нас всё равно будут сложности.

Дальше надо будет договариваться, чтобы страны, которые нашу нефть покупают, пропускали танкеры через свои проливы, через свои каналы и принимали наши страховки. Это вопрос договорённости Москвы и Анкары, Москвы и Каира и так далее. Это тоже большая работа, которую надо делать.

Я предполагаю, что через несколько месяцев нефть будет стоить 40 долларов, и нам нужно будет принимать решение. Либо мы соглашаемся на этот "потолок" и продолжаем торговать по меньшей стоимости, радуясь тому, что всё равно цена более или менее высокая, по сравнению с тем, что было в предыдущие годы. Но тогда нас будут загонять все ниже и ниже.

Либо мы идём на более жёсткий шаг: мы жертвуем частью своей добычи и запрещаем отечественным компаниям заключать договора на перевозку нашей нефти, если там указывается ограничение по цене. Тогда мы должны ещё бежать в сторону того, чтобы иметь своих перевозчиков, либо перевозчиков, которые зарегистрированы в юрисдикциях Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки и готовы с нами работать.

Здесь нет вариантов безболезненного решения задач. Здесь любой вариант требует концентрации усилий.

Источник: Царьград, 14.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики