Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый провал антироссийских санкций: после введения потолка цен экспорт нефти из России резко вырос

Новый провал антироссийских санкций: после введения потолка цен экспорт нефти из России резко вырос

После введения потолка цен поставки российской нефти за границу выросли на 16%

«Этот экспорт не задушишь, не убьешь!» - впору затянуть нашим нефтяникам на мотив гимна демократической молодежи. Ведь самые свежие (и самые суровые) санкции против российской нефти не смогли подкосить экспортные поставки. И даже наоборот.

НОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Напомним, с 5 декабря Европа прекратила покупать российскую нефть, которая поставляется по морю. А еще с того же дня страны Большой семерки (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония), а также Австралия и Евросоюз подписали соглашение о потолке цен на нефть, которая поставляется морем из России. Компаниям из этих стран запрещено:

- Покупать нефть из РФ дороже $60 за баррель.

- Перевозить нефть из РФ, которая продается по цене выше лимита (даже в третьи страны).

- Проводить техническое обслуживание танкеров, а также страховать перевозки российской нефти, если она продается дороже лимита (даже в третьи страны).

И эффект оказался ровно противоположным тому, на который рассчитывали авторы санкций. Эксперты американского агентства Bloomberg изучили цифры и ахнули: со 2 по 9 декабря танкеры вывозили из российских портов по 3,5 млн баррелей в сутки. Это на 0,5 млн больше, чем в конце ноября! И это чуть ли не максимальный показатель за весь год. Больше было только в июне (до 3,7 млн баррелей) и в начале ноября (до 3,6 млн баррелей).

ПОЧЕМУ ВЫРОСЛИ ПОСТАВКИ

Эксперты называют три причины такого скачка.

1. Погодные аномалии

- В конце ноября - начале декабря в Новороссийске бушевали шторма. Они закончились и отгрузка нефти возобновилась. Но загружать стали больше - в ожидании стояли десятки танкеров, - говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

2. «Сумеречный флот»

- Наша страна тоже готовилась к потолку цен и формировала «сумеречный флот», который будет игнорировать санкции и спокойно перевозить российскую нефть. Компании-собственники подобных танкеров не имеют бизнеса в ЕС и США, у них нет банковских счетов на Западе, поэтому санкции им не страшны. Такой флот перевозит, например, попавшую в свое время под запреты иранскую и венесуэльскую нефть, - говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По информации британской Financial Times, перед введением потолка цен Россия закупила больше сотни б/у танкеров - в основном у Ирана и Венесуэлы. Возможно, это и есть наш «сумеречный флот» (или его часть).

3. Предновогодняя распродажа

Как пишет Bloomberg, «стоимость российской нефти сорта Urals при отгрузке из балтийских портов падала ниже $44 за баррель». Что даже ниже потолка. Если это правда, то неудивительно, что российские поставщики смогли заманить больше оптовых покупателей.

- Страны, которые не поддержали санкции и продолжают покупать нашу нефть, просят дополнительную скидку. А еще часть нефти вывозится из балтийских портов, которые в силу сложившихся обстоятельств находятся дальше всего от покупателей (сейчас наша нефть поставляется в основном в Азию, - Ред.). А значит, и доставка дольше. Поэтому, чтобы перевозить оттуда нефть, приходится давать максимальную скидку, - объясняет такой демпинг Игорь Юшков.

Но несмотря на рост поставок, эксперт призывает не делать поспешных выводов и не радоваться раньше времени. Реальный эффект «нефтяных санкций» будет понятен минимум через месяц-два.

КСТАТИ

Своя страховка ближе к телу

Так, с перевозкой более-менее понятно: если дружественные и не очень страны откажутся возить нашу нефть, хотя бы часть поставок обеспечит «сумеречный флот». А что со страховкой? Ведь «братство потолка» запретило страховать перевозки российской нефти, если она продается дороже $60 за баррель. Ни одна страна не пустит в свои воды танкер без страховки. Но этот вопрос вроде бы тоже постепенно решается.

- Если раньше страховка оформлялась в Великобритании, то теперь мы начали использовать российские страховые компании. И уже договорились с Китаем и Турцией, что они будут принимать такие страховки, - говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Европе больше не наливать

Какой будет наша реакция на «нефтяной потолок»? Этот вопрос висел в воздухе чуть больше недели. И вот 13 декабря в прессу просочилась информация: ответ практически готов и написан он в проекте президентского указа. Если его примут, то российским компаниям будет запрещено продавать нефть...

…Если в контракте в качестве получателя указана страна, присоединившаяся к потолку;

…Если в контракте потолок фигурирует как условие, либо устанавливаются цены, равные потолку.

Также прописано, что компаниям-поставщикам разрешается искать обходные пути. Правда, с разрешения правительства.

- Это мало что изменит с точки зрения торговли, потому что есть эмбарго на российские поставки (в Евросоюз, - Ред.). Затронуть это может только Японию, которая практически не импортировала российскую нефть в последние месяцы. Однако в указе речь идет только о прямых поставках. Значит, есть возможность перепродажи. Допустим, Турция купит у нас и перепродаст Японии, - пояснил заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в эфире радио «Комсомольская правда».

Автор: Наталья Варсегова

Источник: KP.RU, 14.12.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики