Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт объяснил, чего ждать от газовых переговоров России и Беларуси

Эксперт объяснил, чего ждать от газовых переговоров России и Беларуси

19 декабря с визитом в Минск приедет президент России Владимир Путин. Как сообщил президент Белоруссии Александр Лукашенко, на переговорах лидеры планируют обсудить вопросы стратегического характера, и прежде всего – в экономике. В составе Союзного государства России и Белоруссии легче противостоять санкционным вызовам со стороны Запада. Углубление интеграционных процессов позволяет обеспечивать социальную стабильность и благосостояние народов двух стран. По оценке белорусского лидера, на сегодня Москва и Минск реализовали около 60% договоренностей в рамках 28 союзных программ. Одним из направлений является формирование объединенного газового рынка. Весной стороны уже перешли на расчеты за энергоносители в рублях, а цена поставок сегодня в 10 раз ниже, чем в Европе. Тем не менее, в Минске хотят получать российский газ по еще более низкой стоимости. Смогут ли Белоруссия и Россия найти взаимопонимание в этом вопросе, в беседе с «Евразия.Эксперт» спрогнозировал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

− Игорь Валерьевич, накануне встречи с президентом России Владимиром Путиным президент Белоруссии Александр Лукашенко вновь затронул тему уравнивания цен на газ: «Если вы получаете по $60 или 80, а мы на границе получаем по $120, к примеру, газ, ну какие здесь равные условия – я не смогу товар свой продать у вас на рынке». Как можно оценить данную позицию, насколько она отражает рыночную конъюнктуру?

− Если мы посмотрим современный курс рубля по отношению к доллару, то и так получается, что у нас в Смоленской области примерно $100 за 1000 куб. м, плюс стоимость доставки до территории Белоруссии. В общем-то, выходит, что мы фактически вышли на равные цены на газ. В Калининграде у нас цены на газ вообще больше, чем в Белоруссии: официально утвержденные тарифы там, по-моему, сейчас в пересчете на доллары будут превышать те самые $130 за 1000 куб. м.

– Есть ли в таких условиях возможность для снижения цены?

– Каких-то возможностей еще сделать скидку довольно мало. Здесь уже вопрос пойдет о том, чтобы Россия субсидировала поставки, ведь мы сдерживаем рост цен в Смоленской, Брянской области на государственном уровне. Во многом это достигается за счет того, что это официально установленные тарифы ФАС. Они могут быть даже меньше, чем себестоимость, и для «Газпрома» в какой-степени могут быть и убыточны. «Газпром» выигрывает на том, что за доставку газа от районов добычи, например, на Ямале до Смоленской или той же самой Брянской области платит своим же дочерним компаниям.

Если даже мы либерализуем экспорт трубопроводного газа в Белоруссию, то туда, в общем-то, никто не придет. «Новатек» и «Роснефть» вряд ли придут, потому что им это невыгодно: стоимость доставки от их районов добычи до белорусской границы будет очень большой.

Важно учитывать, что при старом курсе, когда доллар стоил 74-75 рублей, белорусская цена по сравнению с российской в Смоленской, Брянской областях была действительно повыше. Но сейчас цены почти сравнялись благодаря тому, что рубль укрепился. Поэтому о стоимости газа в $60 на внутреннем рынке России говорить сложно. Это может быть некая средняя цена по Центральному федеральному округу или еще что-то подобное, но на границе это уже примерно $100.

– Почему вопрос равных цен на газ вновь подняли в Минске именно сейчас?

– Конечно, любому потребителю хочется, чтобы цены на продукцию были ниже, а любому продавцу – выше. Поэтому, когда Лукашенко говорит о необходимости предоставления дополнительной скидки, он пытается воспользоваться ситуацией.

− При каких условиях Россия может снизить цену на газ для Белоруссии до внутрироссийского уровня?

− Вопрос переговоров. В любом случае это будет уже политическое решение, точно так же, как это было в нефтяной отрасли. Там фактически распространили налоговое законодательство России на белорусские НПЗ. Они сейчас де-факто получают демпфирующую надбавку, как российские НПЗ, причем из российского бюджета, а не из белорусского.

Если на высшем уровне страны договорятся, то будут скидки. Но я сомневаюсь, что это будет калька цен Смоленской области, ведь все равно там объективно надо дальше доставлять, а белорусская территория немаленькая. Будет ли «Газпром» всем потребителям, даже на западе Белоруссии, продавать по, условно говоря, $100? Или где-то на границе он будет отдавать «Белтопэнерго» этот газ? Словом, есть нюансы. Однако какого-то радикального снижения цены я бы все-таки не ждал.

Беседовал Владимир Крапоткин

Источник: Евразия.Эксперт, 19.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики