Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Танкеры загрузились санкциями

Танкеры загрузились санкциями

Какие суда перестают нанимать некоторые нефтяные компании

Международные компании отказываются от танкеров, которые возили российскую нефть. Фрахтовать суда, которые транспортировали отечественное сырье, не будет британо-нидерландская Shell. Вслед за ней об аналогичном решении объявила американская корпорация Exxon. Причем речь идет даже о том флоте, который экспортировал углеводороды дешевле ценового потолка.

Страны G7 и Евросоюз утвердили ограничение в начале декабря. Согласно ему, международным компаниям нельзя перевозить российскую нефть, купленную дороже $60. Нарушившие запрет будут отрезаны от европейского рынка сервиса на 90 дней. Они не смогут, к примеру, обслуживать свои суда или получать страховку в ЕС.

Возможное наказание пугает нефтяных гигантов, поэтому они и отказываются от аренды некоторых танкеров, считает заведующий одним из секторов Института энергетики и финансов Юрий Рыков. Однако, по его мнению, на деле выполнять правила будет сложно: «Предположим, они арендуют танкер. Неизвестно, как он будет ходить, как будет осуществлять свое страховое покрытие. Это дополнительные риски для компаний.

Страховка, которая признается, выдается аффилированными с Британией компаниями. При этом вопрос отслеживания не такой простой. Можно создать базу танкеров, и каждое судно, которое попадает туда, не пускать. Но это достаточно трудоемкая процедура — нужно все протащить по огромному количеству портов. Даже если это реализуется, то может вызвать коллапс на нефтяном рынке.

Так что слишком серьезные санкции, которые вообще все перекроют, никому не нужны».

Bloomberg пишет, что решение зарубежных компаний скажется на «теневом флоте», который будет возить российскую нефть в обход ограничений. Если за всеми судами установят пристальный контроль не только на уровне правительств, но и бизнеса, «обелить» танкеры после их использования Москвой станет сложнее. А значит, фрахт для отечественного сырья станет дороже, а доступных судов — меньше.

Тем временем под угрозой оказались не только морские, но и трубопроводные поставки углеводородов из России. Германия и Польша заявили, что со следующего года полностью их остановят. Однако в «Транснефти» рассказали, что Варшава и Берлин запросили поставки топлива в первом квартале 2023 года. И не исключено, что это правда, говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Публично Германия и Польша говорят, что никакой российской нефти не будет, а в реальности тихой сапой подают заявки. Почему? Потому что в Германии тяжелая ситуация. В Шведте есть завод, который является значимым с точки зрения снабжения берлинской агломерации нефтепродуктами, закрыть его чем-то иным нельзя. Есть варианты закупки сырья через Гданьск, но этих объемов недостаточно.

Польше чуть проще: она заранее подумала и заключила соглашение с Саудовской Аравией, но баланс все равно полностью не сходится. Есть еще одно обстоятельство, связанное с тем, что у той же польской компании Orlen заключены контракты, которые действуют до конца 2024 года, и их надо выполнять, поскольку российская сторона может легко обратиться в суд. Самое парадоксальное в том, что этот суд можно выиграть.

Дело в том, что трубопроводные поставки в официальные санкции Европейского союза не включены.

Между тем Германия и Польша публично обещали, что с 1 января они не будут приобретать нефть из РФ по трубопроводам. Но юридически это нигде не прописано, а раз нет юридических оснований, тогда российская сторона в суде выиграет легко. Поэтому и возникает такая политическая демагогия и энергетическая практика». 

Берлин заявил, что вместо российской нефти начнет прокачивать по трубопроводу «Дружба» казахстанское сырье. Однако в «Транснефти» сообщили, что Астана не подавала заявку на транзит углеводородов в направлении Германии. К тому же эти объемы не могут заместить экспорт отечественных энергоресурсов, отметил оператор.

Автор: Иван Хорушевский

Источник: Коммерсантъ FM, 20.12.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики