Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил выгоды Беларуси от введения Россией обратного акциза на нефть

Эксперт оценил выгоды Беларуси от введения Россией обратного акциза на нефть

Минск и Москва согласовали все основные параметры в сфере энергетики, сообщил по итогам переговоров с белорусским коллегой президент России Владимир Путин. По его словам, успешно идет реализация 28 союзных программ, в том числе в финансовой и налоговой сфере. В начале декабря правительство России одобрило ратификацию договора с Беларусью об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Соглашение заложило основу для формирования наднационального налогового комитета Союзного государства, что станет еще одним шагом на пути интеграции двух стран.

Согласно договору, до 1 января 2023 г. стороны должны привести свое налоговое законодательство в части НДС и акцизов в соответствие с его положениями. При этом ставки акцизов на минимальный перечень товаров и услуг, определенный документом, должны быть не ниже минимального размера, указанного в приложении. Договор устанавливает для Беларуси и России единые перечни операций, которые освобождаются от уплаты НДС или облагаются НДС по пониженной налоговой ставке.

Кроме того, документ предполагает создание интегрированной системы администрирования косвенных налогов, на создание и сопровождение которой будет выделено около 4 млрд руб. В нее будет заноситься информация об операциях налогоплательщиков двух стран, состоящих на учете в налоговых органах на 1 января 2023 г., что позволит облегчить налоговый учет и уйти от дублирования платежей.

Учитывая, что Россия – основной торговый партнер Беларуси и крупнейший экспортный рынок для производителей республики, соглашение упростит жизнь представителям бизнеса обеих стран и поспособствует развитию эффективной взаимной торговли. Кроме того, как отмечали в Минске, документ решает для Беларуси вопрос российского налогового маневра в нефтяной отрасли. Что изменит соглашение для субъектов энергетической отрасли, и каким образом будет снят вопрос налогового маневра, в комментарии для «Евразия.Эксперт» объяснил эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

– Игорь Валерьевич, министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов сообщал, что в рамках гармонизации налогового законодательства республика будет получать, как и в России, обратный акциз на нефть. Он составит около 1,7 млрд бел. руб., или $680 млн. Как можно охарактеризовать такие меры?

– Обратный акциз – это форма поддержки белорусской экономики. По сути, это перевод белорусских НПЗ на работу на внутрироссийских условиях, ведь российским НПЗ также дают внутренний акциз, чтобы они не задирали цены для внутреннего рынка. По всей видимости, внушительная часть топлива будет теперь идти на внутренний рынок Беларуси. Этим и обосновано введение обратного акциза. Логика решения состоит в поддержке белорусских нефтяников в условиях санкций.

– Кроме того, ранее «Коммерсант» сообщал, что российский бюджет будет субсидировать поставки белорусского топлива. Что стоит за подобными слухами, насколько такой сценарий реалистичен в текущих условиях?

– Может быть, в каком-то объеме сократится переработка, но в основном топливо будет поставляться как на российский рынок, так и будет уходить на экспорт через Россию на внешние рынки. Вроде как на 2022 год согласовывали объемы в размере 3 млн тонн нефтепродуктов через российские порты на Балтике.

Если дальше будут найдены другие выгодные логистические схемы, если самой Беларуси будет выгодно продавать, то инфраструктура будет подстраиваться, будет увеличение поставок. Пока же вопрос не только в том, как доставить белорусские нефтепродукты до балтийских портов, но и в поиске покупателей. Есть ряд ограничений, и страны Евросоюза не могут покупать белорусские нефтепродукты. По мере решения этих проблем может быть увеличена и переработка на белорусских НПЗ, и, соответственно, экспорт.

Беседовал Владимир Крапоткин

Источник: Евразия.Эксперт, 20.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики