Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Танкерам дадут время

Танкерам дадут время

Какие детали механизма предельной стоимости нефтепродуктов стали известны

Американские власти рассказали, как будет работать потолок цен на российские нефтепродукты. Механизм в отношении мазута, бензина, керосина и других товаров заработает 5 февраля. Минфин США до сих пор не сообщил, какой будет цена отсечения, однако ведомство рассказало об исключениях. Танкеры, которые загрузят нефтепродуктами до 5 февраля и доставят до 1 апреля, не попадут под ограничения. Таким образом, они смогут перевозить товары стоимостью выше потолка.

Идентичные решения США и Евросоюз в свое время принимали в отношении предельной стоимости нефти, напоминает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Когда ты загружался, никаких ограничений не было — мало ли сколько тебе нужно идти по морю для того, чтобы дойти до порта назначения. Поэтому надо дать возможность завершить операции, которые были начаты, когда еще не существовало санкций.

Дальше мы увидим аналогичный документ со стороны Евросоюза. Наверное, остается только вопрос, касающийся цены отсечения. Какая будет стоимость нефтепродуктов? Отдельно ее должны установить на бензин, дизель, мазут, газойль. Пока мы, наоборот, видим увеличение переработки в России и увеличение экспорта нефтепродуктов, поскольку на сырье уже заработал потолок цены, а на продукты еще нет.

По поводу экспорта наших нефтепродуктов есть большой вопрос. Мы можем собрать определенный "теневой флот" из танкеров, перевозящих нефть, который будет нам лоялен и согласится доставлять по любым ценам. Это проще, поскольку самих судов больше. А тех, что перевозят нефтепродукты в мире, меньше. Все-таки нас ожидают кризисные времена, некий переходный период, когда, как в случае с нефтью, нам придется давать скидку больше, чем она есть сейчас.

Может быть, нам вообще стоит ожидать сокращения объемов переработки и экспорта нефтепродуктов и увеличения экспорта сырой нефти просто потому, что у нас будет больше возможностей для поставки сырья, нежели продуктов. Это, в свою очередь, может создать проблемы на внутреннем рынке. Например, если некуда будет девать мазут, стране придется сокращать переработку. И тут возникает вопрос, достаточно ли у нас ресурсов для того, чтобы делать, допустим, бензин».

Впрочем, в течение какого-то времени проблему с нехваткой флота решить можно, уверен директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов: «К сожалению, опыт последних шести месяцев показывает, что таких альтернативных рынков нет. Поэтому, скорее всего, процесс перевода российского экспорта нефтепродуктов на другие рынки будет сильно растянут по времени.

Он существенно сократился, а следующим звеном в этой цепочке окажется уменьшение объемов нефтепереработки. Кроме того, сами европейцы испытывают похожие на наши проблемы. Они не могут найти альтернативных поставщиков нефтепродуктов, которые бы обеспечивали нужные объемы. Я почти уверен, что многие страны Европы будут закрывать глаза на действие ценового потолка или даже эмбарго и станут использовать различного рода серые схемы доставки российских грузов на рынок ЕС, к примеру, через третьи страны.

Именно эмбарго на наши нефтепродукты окажется, наверное, самым значительным санкционным ударом — быстро адаптироваться у нас точно не получится. Это вопрос как минимум трех-пяти лет. Все будет зависеть от динамики энергоперехода, переформатирования рынков, наличия устойчивого спроса».

Другой вопрос: смогут ли нефтепереработчики из РФ переориентироваться с европейского на другие рынки? С учетом ограничений на поставку нефти российский бюджет в следующем году может недосчитаться нескольких триллионов рублей экспортных доходов, предполагает главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков:

«Предварительные данные по морскому экспорту показывают падение почти на 1,9 млн баррелей в день. Это значительное снижение эффективной цены российской нефти в портах.

Если такие условия сохранятся на следующие 12 месяцев, то это грозит потерей 3-4 трлн руб. нефтегазовых доходов для федерального бюджета из планируемых 8,6 трлн руб. Это значительная сумма.

Более того, этим потери могут не ограничиться. Может быть такое, что у нефтегазовых компаний не будет возможности заплатить дивиденды, которые в том числе являются доходами бюджета, они существенно снизят налоги на прибыль, которые идут в региональные бюджеты отдельных регионов. Остается надеяться, что конъюнктура в ближайшие месяцы изменится, и мы увидим улучшение динамики по экспорту».

Российские власти неоднократно предупреждали, что не намерены продавать энергоносители в страны, которые будут соблюдать потолок цен. Сейчас правительство разрабатывает ответное решение, которое неофициально получило название «пол цен».

Автор: Александр Рассохин

Источник: Коммерсантъ FM, 22.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики