Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «В конечном итоге Путин даст прямой приказ нефтяным компаниям исправить ситуацию»

«В конечном итоге Путин даст прямой приказ нефтяным компаниям исправить ситуацию»

Премьер-министр заявил, что к росту цен на бензин привел сговор компаний-производителей. Власти уже приняли решение ввести новые ограничительные меры по нефти. Как сообщил Игорь Сечин, теперь запрещаются сделки по продаже нефтепродуктов через биржу с аффилированными структурами. На вопросы ведущего Андрея Норкина ответил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Ну, прежде всего, я хотел бы вот по заявлению Владимира Путина ваш комментарий узнать, потому что сами нефтяники категорически отвергали все эти дни обвинения такие в сговоре. Да и, кстати, Алексей Кудрин тоже говорил, что это просчет власти. Вот как вы думаете, почему премьер все-таки к версии сговора склоняется?

— Ну, понятно, почему он склоняется к этой версии. Потому что государство пытается с кризисом бороться традиционно, в режиме ручного управления. Поэтому версия о том, что во всем виноваты нефтяные компании — она самая простая. И всегда правительство в последние годы боролось с топливными кризисами традиционным способом: Путин вызывал к себе нефтяные компании и приказывал им держать цены. Обычно это было на период сельскохозяйственных работ, как раз сейчас мы это наблюдаем. Правда, обычно проблемы у нас были связаны с ценами на топливо, а теперь проблемы определенно у нас связаны с количеством топлива. Но на самом деле мне кажется что…

— Ну, с ценами тоже, потому что подорожал бензин будь здоров.

— Ну, будь здоров! Здесь, видите, тоже в этом кризисе достаточно много эмоций. И, понимаете, я с одной стороны хочу сказать очень простую вещь, что когда правительство говорит там о сговоре, но оно же прекрасно осознавало, что биржевая торговля нефтепродуктами — это профанация изначально. Если у вас в стране нет серьезной независимой переработки нефти, когда у вас нет независимых, не входящих в структуру вертикально-интегрируемых компаний, перерабатывающих заводов, ну какая может быть биржевая торговля нефтепродуктами? Кто туда будет поставлять нефтепродукты в нужных количествах. Ну, если еще раз повторю, у вас нет независимой переработки, по сути. Серьезной, и вы не стимулируете ее создание. Откуда у вас возьмется нефтяная биржа? То есть, я абсолютно убежден, что в ручном режиме проблему эту не решим и ни сегодня, и ни завтра.

— А что вы можете сказать по поводу вот этих вот ограничительных мер, которые сейчас предлагаются как вариант спасения?

— Боюсь, что они ни к чему не приведут.

— А может ухудшиться ситуация?

— Не думаю, что она ухудшится. Почему? Потому что я думаю, что в конечном итоге Путин просто даст прямой приказ основным нефтяным компаниям ситуацию исправить. То есть, пока все это выглядит как применение неких инструментов: запретительные пошлины, то есть, пока правительство не прибегло к своему финальному аргументу, когда просто Путин прямо указывает нефтяным компаниям, что им нужно делать. Я думаю, что кончится именно этим. Почему? Потому что на самом деле, ну хорошо, повысили вы экспортные пошлины на нефтепродукты. Проблема же не в том, что у нас резко вырос экспорт бензина. Нет никакого роста экспорта бензина, более того, по некоторым сортам топлива у нас идет сокращение поставок. А что же мы наблюдаем? Мы наблюдаем рост экспорта сырой нефти. Таким образом, если вы хотите оставить нефть в стране, вам нужно резко повышать пошлины на сырую нефть, но их повышать некуда, потому что и так сейчас даже правительство признает, что экспортные пошлины на нефть нужно сокращать. В этом, как известно, и суть вот этой реформы, так называемой реформы "60-65", которая заключается в снижении средней экспортной пошлины примерно с 65% хотя бы до 60%.

Источник: Коммерсант ФМ, 05.05.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики