Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С Россией дружить выгодно: Запад выплатит компенсацию русскому бюджету (видео)

С Россией дружить выгодно: Запад выплатит компенсацию русскому бюджету (видео)

Вокруг нефтегазового проекта "Сахалин-2" поднялся настоящий шум. Ранее участником управляющей компании являлась англо-голландская компания Shell (25% - 1 акция), однако в начале осени она заявила о своём уходе. Государство оценило её долю в 94,8 млрд рублей. А значит, придётся платить?

Пока не известно, кто именно заменит Shell. Мы же обратим внимание на другой, не менее значимый момент. Зарубежная компания обязана будет выплатить компенсацию за причинённый России ущерб.

Эту тему обсудили в программе "Без цензуры" ведущий Никита Комаров и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Откроют кошельки пошире

Игорь Юшков: Сейчас доля Shell переходит в собственность государства, как временного держателя. Когда государство продаст долю, полученные деньги будут зачислены на специальный счёт, который формально будет принадлежать Shell. Но компания не сможет им распоряжаться. А дальше государство должно провести аудит, нанёс ли Shell своей деятельностью какой-либо вред России: экономический, имиджевый, экологический. Если он обнаружится, с этого счёта будет идти компенсация России. Если после процедуры останутся деньги, то тогда эти средства Shell может вроде бы забрать. Но тут, действительно, легко насчитать компенсацию. Например, когда, Shell заявила, что уходит из России, российские рынки могли обрушиться в цене.

Никита Комаров: Почему? Ведь если Shell уходит, значит это место занимает кто-то из нашей компании, тот же "Газпром". Но акции, по логике, должны вырасти. Банально будет больше прибыль.

Игорь Юшков: Я имею в виду, когда Shell заявляла в марте, что собирается вообще уйти из России, стоимость каких-то российских бумаг могла снизиться. Ущерб насчитать, в общем-то, не так сложно. Необязательно он будет выражаться в разливах нефти. Это может быть имиджевый ущерб или какие-то косвенные недополученные выгоды. Сейчас посмотрим, как будет ремонтироваться сам завод по сжижению газа. Потому что Евросоюз вводил санкции, запрещающие поставки оборудования для таких заводов. Если нам придётся, например, покупать где-то ещё оборудование, и оно выйдет дороже, такое тоже можно записать в ущерб. Будем надеяться, что "Газпром" сможет решить вопрос поставок оборудования. Наверное, это сейчас основная задача для проекта: сохранять устойчивую работу самого предприятия.

Долю получат китайцы?

Никита Комаров: Почему "Газпром" не заинтересован в приобретении доли Shell – или ему не дают это сделать? Контрольный пакет у "Газпрома", возможно, было бы логично увеличить его до 75%?

Игорь Юшков: Всё-таки "Газпрому" не просто так передают, а он должен будет сам заплатить государству. Здесь большой вопрос, собственно, что выгодно для самого государства. Продать "Газпрому" долю или взять кого-то из азиатских иностранных инвесторов? Например, китайские компании, индийские компании. Потому что под это можно заключить дополнительные контракты. Ведь когда Shell уходила, она ещё не переподписала договор на покупку газа с этого завода. Абсолютно все, кто имел долгосрочные договора, это сделали, а Shell нет. У проекта высвобождаются объёмы. Поэтому, может быть, можно с азиатскими компаниями подписать договор на продажу доли и самого сжиженного природного газа. Это гарантирует рынок сбыта.

Больше деталей – в видеоверсии программы.

Источник: Царьград, 23.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики