Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лишняя нефтепереработка

Лишняя нефтепереработка

Минэнерго в среду официально заявило, что ситуация с обеспечением потребителей бензином и другими видами топлива в России стабильна, бензиновый кризис сходит на нет. «Министерство и нефтяные компании согласовали планы поставок автобензинов в российские регионы. Запланированные объемы на 25% превышают уровень спроса, что позволит создать дополнительные резервы», – сообщил пресс-секретарь Минэнерго Дмитрий Клоков.

Тем не менее, сегодня вице-премьер РФ Игорь Сечин заявил, что правительство РФ рассматривает возможность введения дополнительных мер по регулированию нефтяного рынка. «Если мы в течение мониторинга, который проводится по наличию объективных предпосылок к стабилизации, не увидим положительного движения, то есть и дополнительные меры, касающиеся, в первую очередь, сырья для производства бензина. И я об этом хочу предупредить участников рынка», — пригрозил он. То есть, похоже, Минэнерго несколько поторопилось с победным рапортом.

В целом же проблемы российской нефтепереработки продолжают требовать не сиюминутных, а системных решений. По словам главного редактора отдела цен и региональных рынков аналитической компании «Кортес» Михаила Турукалова, дефицит бензина в стране назревал давно: за пять лет потребление выросло в полтора раза, тогда как выпуск — только на 30%.

Уточним, мощности российских НПЗ позволяют перерабатывать до 300 млн тонн нефти в год. При этом первичная переработка нефти на НПЗ в январе-апреле этого года составила 82,409 млн тонн. «Мощностей достаточно, — пояснил «Росбалту» аналитик ИК «Газфинтраст» Евгений Буланов. — Другое дело, что качество оставляет желать лучшего». По данным Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, доля углубляющих процессов на отечественных НПЗ не превышает 15% от мощностей по первичной перегонке нефти, в то время как в США эта доля составляет 55%.

Среднеотраслевой уровень глубины переработки нефти на крупных предприятиях (перерабатывающих от 2,5 млн до 20 млн тонн нефтепродуктов в год) — около 72%, но примерно для половины НПЗ глубина переработки нефти находится в пределах 59-66%, и лишь по шести заводам топливно-масляного профиля превышает 80% (Ново-Уфимский, Пермнефтеоргсинтез, Ухтанефтепереработка, Омский, Волгограднефтепереработка, Уфанефтехим). В развитых же странах глубина переработки нефти достигает 85-95%. То есть Россия стоит перед необходимостью либо модернизации старых НПЗ, либо строительства новых.

Нельзя заявлять, что в этом направлении ничего не делается. Осенью прошлого года закончила строительство первой очереди НПЗ «ТАНЕКО» «Татнефть», и в этом году планируется вывод предприятия на мощность в 7 млн тонн в год. В июне-июле 2011 года начнется строительство нефтеперерабатывающего завода в Чечне с объемом переработки 1 млн тонн. Кроме этого, «Роснефть» начала строительство НПЗ мощностью 20 млн тонн близ Находки. На подходе еще ряд крупных проектов.

Отдельная тема — бурно строившиеся перед кризисом мини-НПЗ. Как отмечает гендиректор ассоциации малых и средних нефтегазовых компаний «Ассонефть» Елена Корзун, в России до сих пор нет четкого определения мини-НПЗ. Центральное диспетчерское управление ТЭК получает отчеты о деятельности 48 таких заводов. «По другим данным, в России 196 мини-НПЗ, — уточнила эксперт. — При этом, 116 из них официально не зарегистрированы, однако где-то берут сырье и отгружают готовую продукцию». В то же время, Ростехнадзор оперирует числом в 228 мини-НПЗ. А в октябре минувшего года премьер-министр РФ Владимир Путин, подписав распоряжение о строительстве нефтепровода Заполярное — Пурпе, заявил, что в стране действует 250 мини-НПЗ.

Впрочем, по подсчетам отраслевых экспертов, доля перерабатываемой ими нефти составляет всего около 10% от общего. И, по оценке Буланова, речь о том, что в будущем доля минипредприятий будет существенно расти, не идет.

С другой стороны, именно мини-НПЗ оказываются удобной площадкой для производства суррогатов. В частности, на прошедшей в апреле конференция Creon «Бензины 2011» прозвучало, что каждый четвертый литр 95-го бензина в России представляет собой суррогат. Впрочем, владельцами большинства мини-НПЗ являются нефтедобывающие вертикально-интегрированные компании (ВИНК).

При этом около 90% «крупных» мощностей по переработке нефти находится под контролем десятка вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний. Соответственно, нефтепереработка для них не главный, а сопутствующий бизнес. По большому счету, нефтепереработка для этих компаний обременительна. Так, руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) при правительстве РФ Евсей Гурвич подсчитал, что «суммарная экспортная цена нефтепродуктов, получаемых в России из тонны нефти, устойчиво ниже, чем экспортная цена этой нефти». В результате нефтепереработка приносит стране ежегодный убыток в размере 3% ВВП (1,3 трлн рублей в год).

Другими словами, ВИНКам было бы проще гнать всю нефть за рубеж. «Ранее страна потребляла 75% добываемой нефти и экспортировала 25%. Сейчас наоборот – внутри страны используется порядка 25% объема добываемой нефти и продуктов ее переработки», — констатируется в материалах Ассоциации нефтепереработчиков. Эти объемы падали бы и дальше, но в 1999 году власть стала предоставлять доступ к экспортным трубопроводам «Транснефти» только после выполнения введенных для ВИНКов квот по поставке нефти на отечественные НПЗ.

«При существующем налогообложении, — считает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков, — нефтяным компаниям предпочтительней экспортировать сырую нефть и нефтепродукты, чем заниматься поставками топлива на внутренний рынок. Поэтому говорить о стабилизации ситуации с топливом в стране можно только после оптимизации налоговой нагрузки на нефтяную отрасль».

«Режим ручного управления ценами на нефтепродукты неизбежно приводят к системным сбоям. Плюс, к этому накладывается очень серьезная проблема по самой структуре налогообложения», — вторит эксперту председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по моторным топливам Наталья Шуляр. «До тех пор, пока в России не появится независимая нефтепереработка, конкуренции не будет, и такого рода кризисы, как в Алтайском крае, будут возникать постоянно», — прогнозирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Между тем, премьер-министр РФ Владимир Путин видит причину бензинового кризиса в сговоре нефтяных компаний и, соответственно, обещает выявить и покарать виновных. Об этом он заявил в четверг, но участники рынка заранее ожидали подобной реакции властей и уже подняли цены. «Продавцы бензина, включая и госкомпании, готовятся к очередному заявлению Владимира Путина о ценовом сговоре и расследовании ФАС, потому рост цен продолжится, — цитировал ранее AutoNews.ru анонимный источник. — Делается это с одной целью — снизить потом цену на 50-70 копеек и отрапортовать о том, что поручения премьер-министра и ФАС выполнены, цены снижены. А в итоге бензин к лету подорожает на один-полтора рубля».

Автор: Игорь Чубаха

Источник: ИА Росбалт, 05.05.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики