|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лишняя нефтепереработка Лишняя нефтепереработкаМинэнерго в среду официально заявило, что ситуация с обеспечением потребителей бензином и другими видами топлива в России стабильна, бензиновый кризис сходит на нет. «Министерство и нефтяные компании согласовали планы поставок автобензинов в российские регионы. Запланированные объемы на 25% превышают уровень спроса, что позволит создать дополнительные резервы», – сообщил пресс-секретарь Минэнерго Дмитрий Клоков. Тем не менее, сегодня вице-премьер РФ Игорь Сечин заявил, что правительство РФ рассматривает возможность введения дополнительных мер по регулированию нефтяного рынка. «Если мы в течение мониторинга, который проводится по наличию объективных предпосылок к стабилизации, не увидим положительного движения, то есть и дополнительные меры, касающиеся, в первую очередь, сырья для производства бензина. И я об этом хочу предупредить участников рынка», — пригрозил он. То есть, похоже, Минэнерго несколько поторопилось с победным рапортом. В целом же проблемы российской нефтепереработки продолжают требовать не сиюминутных, а системных решений. По словам главного редактора отдела цен и региональных рынков аналитической компании «Кортес» Михаила Турукалова, дефицит бензина в стране назревал давно: за пять лет потребление выросло в полтора раза, тогда как выпуск — только на 30%. Уточним, мощности российских НПЗ позволяют перерабатывать до 300 млн тонн нефти в год. При этом первичная переработка нефти на НПЗ в январе-апреле этого года составила 82,409 млн тонн. «Мощностей достаточно, — пояснил «Росбалту» аналитик ИК «Газфинтраст» Евгений Буланов. — Другое дело, что качество оставляет желать лучшего». По данным Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, доля углубляющих процессов на отечественных НПЗ не превышает 15% от мощностей по первичной перегонке нефти, в то время как в США эта доля составляет 55%. Среднеотраслевой уровень глубины переработки нефти на крупных предприятиях (перерабатывающих от 2,5 млн до 20 млн тонн нефтепродуктов в год) — около 72%, но примерно для половины НПЗ глубина переработки нефти находится в пределах 59-66%, и лишь по шести заводам топливно-масляного профиля превышает 80% (Ново-Уфимский, Пермнефтеоргсинтез, Ухтанефтепереработка, Омский, Волгограднефтепереработка, Уфанефтехим). В развитых же странах глубина переработки нефти достигает 85-95%. То есть Россия стоит перед необходимостью либо модернизации старых НПЗ, либо строительства новых. Нельзя заявлять, что в этом направлении ничего не делается. Осенью прошлого года закончила строительство первой очереди НПЗ «ТАНЕКО» «Татнефть», и в этом году планируется вывод предприятия на мощность в 7 млн тонн в год. В июне-июле 2011 года начнется строительство нефтеперерабатывающего завода в Чечне с объемом переработки 1 млн тонн. Кроме этого, «Роснефть» начала строительство НПЗ мощностью 20 млн тонн близ Находки. На подходе еще ряд крупных проектов. Отдельная тема — бурно строившиеся перед кризисом мини-НПЗ. Как отмечает гендиректор ассоциации малых и средних нефтегазовых компаний «Ассонефть» Елена Корзун, в России до сих пор нет четкого определения мини-НПЗ. Центральное диспетчерское управление ТЭК получает отчеты о деятельности 48 таких заводов. «По другим данным, в России 196 мини-НПЗ, — уточнила эксперт. — При этом, 116 из них официально не зарегистрированы, однако где-то берут сырье и отгружают готовую продукцию». В то же время, Ростехнадзор оперирует числом в 228 мини-НПЗ. А в октябре минувшего года премьер-министр РФ Владимир Путин, подписав распоряжение о строительстве нефтепровода Заполярное — Пурпе, заявил, что в стране действует 250 мини-НПЗ. Впрочем, по подсчетам отраслевых экспертов, доля перерабатываемой ими нефти составляет всего около 10% от общего. И, по оценке Буланова, речь о том, что в будущем доля минипредприятий будет существенно расти, не идет. С другой стороны, именно мини-НПЗ оказываются удобной площадкой для производства суррогатов. В частности, на прошедшей в апреле конференция Creon «Бензины 2011» прозвучало, что каждый четвертый литр 95-го бензина в России представляет собой суррогат. Впрочем, владельцами большинства мини-НПЗ являются нефтедобывающие вертикально-интегрированные компании (ВИНК). При этом около 90% «крупных» мощностей по переработке нефти находится под контролем десятка вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний. Соответственно, нефтепереработка для них не главный, а сопутствующий бизнес. По большому счету, нефтепереработка для этих компаний обременительна. Так, руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) при правительстве РФ Евсей Гурвич подсчитал, что «суммарная экспортная цена нефтепродуктов, получаемых в России из тонны нефти, устойчиво ниже, чем экспортная цена этой нефти». В результате нефтепереработка приносит стране ежегодный убыток в размере 3% ВВП (1,3 трлн рублей в год). Другими словами, ВИНКам было бы проще гнать всю нефть за рубеж. «Ранее страна потребляла 75% добываемой нефти и экспортировала 25%. Сейчас наоборот – внутри страны используется порядка 25% объема добываемой нефти и продуктов ее переработки», — констатируется в материалах Ассоциации нефтепереработчиков. Эти объемы падали бы и дальше, но в 1999 году власть стала предоставлять доступ к экспортным трубопроводам «Транснефти» только после выполнения введенных для ВИНКов квот по поставке нефти на отечественные НПЗ. «При существующем налогообложении, — считает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков, — нефтяным компаниям предпочтительней экспортировать сырую нефть и нефтепродукты, чем заниматься поставками топлива на внутренний рынок. Поэтому говорить о стабилизации ситуации с топливом в стране можно только после оптимизации налоговой нагрузки на нефтяную отрасль». «Режим ручного управления ценами на нефтепродукты неизбежно приводят к системным сбоям. Плюс, к этому накладывается очень серьезная проблема по самой структуре налогообложения», — вторит эксперту председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по моторным топливам Наталья Шуляр. «До тех пор, пока в России не появится независимая нефтепереработка, конкуренции не будет, и такого рода кризисы, как в Алтайском крае, будут возникать постоянно», — прогнозирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Между тем, премьер-министр РФ Владимир Путин видит причину бензинового кризиса в сговоре нефтяных компаний и, соответственно, обещает выявить и покарать виновных. Об этом он заявил в четверг, но участники рынка заранее ожидали подобной реакции властей и уже подняли цены. «Продавцы бензина, включая и госкомпании, готовятся к очередному заявлению Владимира Путина о ценовом сговоре и расследовании ФАС, потому рост цен продолжится, — цитировал ранее AutoNews.ru анонимный источник. — Делается это с одной целью — снизить потом цену на 50-70 копеек и отрапортовать о том, что поручения премьер-министра и ФАС выполнены, цены снижены. А в итоге бензин к лету подорожает на один-полтора рубля». Автор: Игорь Чубаха Источник: ИА Росбалт, 05.05.2011 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|