Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Подсчитаны затраты на восстановление «Северного потока»: «Окупить невозможно»

Подсчитаны затраты на восстановление «Северного потока»: «Окупить невозможно»

Ремонт встанет в полмиллиарда долларов

Российский экспортный газопровод «Северный поток», поврежденный в сентябре в результате диверсий неустановленных злоумышленников, может снова заработать. Оператор магистрали компания Nord Stream оценила ремонт разрушенного участка в $500 млн. Эксперты сомневаются, что нашей стране стоит тратить такие средства на реанимацию балтийских газовых ниток, поскольку в нынешних реалиях найти покупателей энергоресурсов на европейском рынке будет затруднительно.

Оценку восстановления «Северного потока», ссылаясь на собственные источники в Nord Stream, привела газета The New York Times. Как сообщает издание, объем ремонтных работ не уточняется: специалисты трубопроводного оператора сейчас изучают, «сколько времени поврежденные при подрывах трубы смогут выдерживать воздействие соленой воды».

Напомним, что две ветки действующего экспортного газопровода «Северный поток - 1» были повреждены в конце сентября. Также был разрушен один из отрезков достроенного «Северного потока - 2», по которому наша страна собиралась наладить дополнительный экспорт газа в Европу. В результате поставки российских углеводородов в страны континента резко снизились: Москва выдвинула предположение, что разрушение сырьевых маршрутов произошло вследствие террористических актов.

Власти Швеции, в чьих исключительных экономических зонах произошла диверсия на «Северных потоках», пока не раскрывают результаты расследования о взрывах. В интервью той же The New York Times глава подразделения контрразведки полиции безопасности скандинавского государства Даниэль Стенлинг заявил, что конкретных доказательств о причастности кого-либо к инцидентам найти не удалось.

Из достоверных сведений, полученных шведскими сейсмологами известно, что 26 сентября на трассах «Северных потоков» произошло два взрыва, которые привели к резкому падению давления в трех из четырех трубопроводных ниток, что стало причиной остановки поставок российского «голубого топлива» в Европу по разрушенным маршрутам.

Стоит напомнить, что протяженность поврежденных трубопроводов превышает 1,2 тыс километров. На укладку первого подводного маршрута ушло два года, на строительство второй линии, в связи с преодолением различных европейских ограничений, пришлось потратить около четырех лет. В строительство и запуск в эксплуатацию каждого проекта инвесторы, главным из которых выступил «Газпром», направили примерно по $10 млрд. Очевидно, что вышедшие из строя отрезки окажутся поистине «золотыми» для российской монополии, поскольку на их восстановление (радиус разброса фрагментов разрушенной трубы составляет 250 метров) придется выложить еще $500 млн.

«Несложно подсчитать, что ремонт каждого поврежденного метра балтийских трубопроводов обойдется в $2 млн. Возникает вопрос — нужно ли восстанавливать такие сложные технические объекты, экспорт энергоресурсов по которым в обозримом времени не предвидится. То есть, окупить такие вложения окажется невозможно. Любопытно, что о реанимации труб и их дальнейшем использовании по предназначению сообщает американское издание, явно не заинтересованное в дальнейшем экспорте российских энергоносителей в Европу», — рассуждает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

Впрочем, Москва уже дала понять, что заработки на обеспечении нефтью и газом европейских покупателей отходят на второй план. Наша страна намерена переориентировать свои экспортные амбиции на азиатский рынок, представители которого не только не вводят антироссийские санкции, но и готовы оплачивать поставки углеводородов по рыночной стоимости, не учитывающей вводимые коллективным Западом предельные ограничения цен. Как заявил еще в середине октября председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, «на сегодняшний день нет ответа на вопрос, как и зачем восстанавливать нитки «Северного потока». Ну а президент Владимир Путин отметил, что отремонтировать газопровод возможно, но «это будет иметь смысл только в случае их дальнейшей эксплуатации».

Как полагает эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков, за последние месяцы, то есть с момента аварий на «Северных потоках», создалось впечатление, что руководство нашей страны, оценив перспективы использования балтийских магистралей для экспорта энергоресурсов, поставило крест на этих проектах или отложило их в долгий ящик. Россия сконцентрировалась на поиске и проработке новых рынков сбыта. Увеличиваются поставки в Китай, запланировано строительство трубопроводов в Афганистан, Пакистан и Монголию. «С экономической точки зрения, эти сырьевые магистрали вполне оправданы. Однако печально наблюдать, что большинство стратегических российских инициатив упирается в геополитические факторы, предусмотреть которые становится все сложнее», — резюмирует аналитик.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 27.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики