Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспорт российской нефти споткнулся о погоду, транспондеры и нефтепродукты

Экспорт российской нефти споткнулся о погоду, транспондеры и нефтепродукты

Поставки российской нефти танкерами в декабре значительно снизились. Об этом сообщают западные аналитические агентства. Пришла новая реальность и делать выводы еще рано, считают российские эксперты. Например, часть флота под перевозку нефти доставляет сейчас в Европу нефтепродукты, чтобы российские компании могли заработать на них больше до начала эмбарго ЕС 5 февраля.

С 5 декабря вступил в силу запрет на импорт российской нефти в Евросоюз, а «Большая семерка» и ЕС установили лимит цены на нее для третьих стран. The Wall Street Journal сообщает со ссылкой на данные Kpler, что поставки сырья из России снизились в первый месяц зимы на 22% по сравнению со средним уровнем этого года — до 2,5 млн баррелей в сутки.

При этом сам аналитик из Kpler Мэтт Смит уточнил, что просели восточные порты России — из-за плохой погоды и снижения спроса в Китае. Российские эксперты, в свою очередь, советуют не спешить с выводами, так как статистика может быть однобокой.

«Сложно сказать, насколько корректны данные. С одной стороны, в декабре идут штормы. Например, 5 декабря, когда ввели лимит цен на российскую нефть, и в Новороссийске она не отгружалась из-за погоды, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. — В то же время к вывозу должен был подключиться серый флот и непонятно, все ли танкеры включают транспондеры».

Независимый промышленный аналитик Максим Худалов добавляет, что аналитические агентства отслеживают танкеры с включенными транспондерами. «По таким судам действительно может быть падение на 22%. В целом же, исходя из объемов добычи нефти, которые в этом году не упали, скорее всего, есть не учитываемые статистикой Kpler объемы», — замечает эксперт.

«Искажать» статистику может и временное перепрофилирование судов, замечает Игорь Юшков.

«Сырую нефть поставлять в Европу уже нельзя, а нефтепродукты можно. Поэтому не исключено, что до февраля компании попытаются увеличить экспорт нефтепродуктов, снизив экспорт нефти», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ.

Его слова подтверждают данные навигационных порталов Vesselfinder и Marinetraffic. Так, с 19 января балтийские порты покинуло не менее пяти танкеров по перевозке сырой нефти. Они направляются в немецкий Вильгельмсхафен, бельгийский Антверпен и греческую Каламату. Очевидно, что в условиях эмбарго на сырье они перевозят в страны ЕС нефтепродукты и общий объем груза может составлять более 4 млн баррелей — 400 тыс. баррелей в сутки.

«По данным Vortexa, суматоха по ускоренным поставкам российского дизельного топлива в Европу до запрета на импорт с 5 февраля спровоцировала спрос на танкеры-продуктовозы до 30-месячного максимума», — сообщает, в свою очередь, специализированное издание The TradeWinds.

В такой ситуации неопределенности необходимо дождаться статистики по добыче нефти в России за декабрь и, может быть, за январь, советует Игорь Юшков.

«Если производство снижается, то это означает, что мы перестраиваемся на новую систему торговли: перенаправляем грузы в Азию и используем только лояльные нам танкеры, чтобы они игнорировали требования потолка цены», — добавляет ведущий аналитик ФНЭБ.

По данным Vesselfinder, 29 декабря только балтийские порты покинули четыре танкера, которые могут перевозить до 3,7 млн баррелей. Три судна идут в Индию, а четвертое указывает пока только транзитную точку — египетский порт Саид у Суэцкого канала. Вчера, 28 ноября, из российских портов Балтийского моря с включенными транспондерами вышли еще два танкера (1,7 млн баррелей).

Источник: EADaily, 29.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики