Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Венгрия хочет подстраховаться газом из Алжира

Венгрия хочет подстраховаться газом из Алжира

Будапешт хочет снизить зависимость от российского газа. Пока на рынке нет достаточного предложения

Венгрия и Словения рассматривают возможность строительства газопровода, соединяющего две страны, чтобы уменьшить зависимость от газа из России. 2 декабря этот вопрос обсудили премьер-министры Словении Роберт Голоб и Венгрии Виктор Орбан. Голоб отметил, что соединение ГТС позволит Будапешту в среднесрочной перспективе «найти независимый источник [газа], который пройдет через Италию». По словам Орбана, Венгрия рассматривает три варианта снижения своей зависимости от России. Сейчас словенская ГТС заканчивается на границе с Венгрией.

Словения 14 ноября подписала трехлетнее соглашение с алжирской госкомпанией Sonatrach. В рамках сделки Любляна с 1 января 2023 г., когда заканчивается контракт с «Газпромом» на 0,6 млрд куб. м в год, станет получать 0,3 млрд куб. м газа в год по трубопроводам через Италию. Это треть общих потребностей страны.

Власти Словении в феврале – марте обсуждали идею строительства приемного СПГ-терминала в своем единственном порту Копер, но под давлением экологов и местных властей инициатива была остановлена. В мае словенская Geoplin не смогла заключить договор о поставках газа в республику через СПГ-терминал на хорватском острове Крк, из-за того что все его мощности законтрактованы до 2027 г. А в июне 2020 г. венгерская энергокомпания MVM подписала соглашение на 1 млрд куб. м газа в год с терминала на Крке. В Венгрии сейчас действует пять коммерческих подземных хранилищ газа (ПХГ) общей емкостью 5 млрд куб. м. Но первая физическая поставка газа с терминала на Крке произошла только в августе 2022 г.

Интерес Венгрии к диверсификации поставок газа может быть вызван рисками остановки поставок газа из России из-за санкций, отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Сейчас Венгрия получает газ только из России (4,5 млрд куб. м в год) по вступившим в силу 1 октября 15-летним договоренностям. Большая часть из поставляемого «Газпромом» в Венгрию газа (3,5 млрд куб. м в год) идет через Сербию, куда попадает из Турции через «Турецкий поток». Остальной объем приходит в страну через Австрию.

Венгрия в последние годы реэкспортировала часть импортируемого из России газа, напоминает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. В 2020 г. республика из импортируемых 12,2 млрд куб. м реэкспортировала в Хорватию 1,5 млрд куб. м, в Румынию – 1,1 млрд куб. м, в Сербию и на Украину – 0,7 млрд и 0,9 млрд куб. м соответственно.

Основные покупатели трубопроводного алжирского газа – Испания (13 млрд куб. м в год), Португалия (12 млрд куб. м) и Италия (21 млрд куб. м). Италия получает его по газопроводу Trans-Mediterranean (9,7 млрд куб. м). Также ЕС получает газ из Алжира по трубопроводу Medgaz мощностью 10,5 млрд куб. м в год. Алжир в среднесрочной перспективе может стать транзитным пунктом для поставок в Европу и нигерийского газа по Транссахарскому газопроводу мощностью 30 млрд куб. м газа в год, о чем в январе 2022 г. подписан меморандум.

Большая часть (92%) алжирского СПГ также поставляется на рынок ЕС – ежегодно около 15 млрд куб. м. Из них крупнейшие два направления – Италия (2,95 млрд куб. м в год) и Франция (3,6 млрд куб. м).

Строительство газопровода из Словении и СПГ-терминала в этой стране не решит для Венгрии всех возможных проблем в случае перебоев с поставками российского газа, отмечает Юшков. Он поясняет, что сейчас Словения получает газ из Италии, при этом север Италии снабжается российским газом, а юг – алжирским, где есть и несколько СПГ-терминалов. Юшков предполагает, что речь может идти о том, что Италия построит новые СПГ-терминалы на севере страны, ближе к границе со Словенией, откуда газ будет поставляться далее в Венгрию. В этом случае проект газопровода-интерконнектора может претендовать на статус «проекта общего интереса» ЕС и на финансирование из фондов Евросоюза.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников отмечает, что стоимость строительства регазификационного терминала в Словении оценивалась в 40 млн евро. За эти средства, по его оценке, можно построить терминал мощностью 1 млн т (примерно 1,38 млрд куб. м) СПГ в год. Это могло бы покрыть лишь около 10% спроса Венгрии на газ, поясняет он. Терминал в Хорватии имеет пропускную мощность 2,6–3,5 млрд куб. м в год, отмечает аналитик. Шапошников указывает, что сейчас Венгрия расширяет интерконнектор со Словакией с 1,75 млрд куб. м в год до 5,2 млрд куб. м. «Тем не менее пока именно Венгрия рассматривается как потенциальный поставщик газа по этому направлению, хотя газопровод может использоваться и в обратном направлении», – отмечает эксперт.

Одного наличия приемной инфраструктуры недостаточно, отмечает Юшков. «Проблема Европы не в нехватке терминалов – они используются на 25–30%. Скорее неоткуда поставлять газ, так как предложения на рынке сейчас не хватает», – отмечает он. Эксперт добавляет, что на газ из хорватского терминала на острове Крк претендует множество стран и лишних объемов для Венгрии там нет. Расширение этого терминала, по его словам, возможно, но лишь в том случае, если найдутся необходимые объемы газа для его загрузки. Все поставки СПГ из Алжира, добавляет Шапошников, законтрактованы и свободных объемов в этой стране по рыночным ценам нет.

«Поставщики просят долгосрочные контракты, но в ЕС с подписанием таких контрактов есть сложности из-за требований по декарбонизации», – отмечает Юшков. По его мнению, Венгрия может присмотреться к развитию газового хаба в Турции, особенно если туда придут объемы азербайджанского и иранского газа. В этом случае поставки могут идти по Трансбалканскому газопроводу.

Авторы: Илья Лакстыгал, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 07.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики