Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток" и другие: будущее российских трубопроводов

"Северный поток" и другие: будущее российских трубопроводов

Переориентация в восточном направлении для российского экспорта углеводородов вполне реальна. Да, для этого потребуется время и ресурсы, но перспективы есть, чего нельзя сказать о европейском рынке.

Ушедший год был очень непростым для мирового энергетического рынка. Начало энергокризиса и постоянные нападки на российский нефтегаз в 2021-м оказались лишь прелюдией к тем вызовам, с которыми столкнулся экспорт углеводородов из России в 2022-м.

Сегодня сложно однозначно ответить, был ли этот год исключительно плохим для российских поставщиков газа или стал исключительно положительным за счет того, что "Газпром" (прокачка по трубопроводам и продажа СПГ) и НОВАТЭК (экспорт исключительно СПГ), продавая меньше объемы, зарабатывали больше, чем прежде.

Есть и очень много "но" в вопросах переориентации углеводородов с Запада, где Европа отказывается от энергоносителей Москвы, на Восток, где Китай и ряд других стран вроде как готовы выкупать огромные объемы у России.

Западное направление поставок сдувается

В 2021 году Россия поставила в Европу примерно 155 млрд кубометров. Чтобы было еще понятнее, 155 млрд кубометров – это 40% от всего потребления газа ЕС в 2021 году. В 2022 году Еврокомиссия поставила амбициозную цель сократить импорт российского газа на две трети уже в 2022 году, и во многом ей это удалось.

Магистраль "Ямал-Европа" (мощность прокачки – 45-38 млрд кубометров в год) стоит с апреля этого года. Польские компании и правительство де-факто захватили часть газопровода на своей территории, которая де-юре является частью имущества "Газпрома". Российская компания в ответ на это попросту прекратила прокачку газа по коммуникации, введя контрсакнции против польской стороны.

Nord Stream – он же "Северный поток" (мощность – 60 млрд кубометров в год) – всячески саботировался со стороны США, Канады и Германии, которые своими санкциями, а порой неприкрытым воровством имущества (турбин), попросту не давали работать ему на полную мощность. В итоге почти всю весну и лето газопровод работал лишь на 40% от максимальной мощности. "Северный поток–2" (мощность – 55 млрд кубометров в год) вообще так и не запустили, отдельное спасибо различным правительственным регуляторам в Германии и новому правительств ФРГ во главе с канцлером Олафом Шольцем.

Апогеем стала ночь 26 сентября, когда неизвестные (нахождение сил НАТО в тех водах, включая подводные лодки –­ просто совпадение!) взорвали трубы в Балтийском море. Результатом стала остановка и Nord Stream, и "Северного потока–2". Характер повреждений настолько серьезный, что до сих пор непонятно, как долго будет проводиться ремонт магистралей.

Транзит газа через украинскую ГТС за истекшие месяцы 2022-го сократился из-за решения Киева в мае прекратить прокачку объемов через газоизмерительную станцию (ГИС) "Сохрановка", расположенную в Донбассе. Официальная причина – потеря контроля Киева над ГИС. Однако власти Украины по сей день игнорируют факт работоспособности объекта и его техническую возможность исполнять свою задачу. В итоге с середины мая объемы прокачки газа через ГТС колеблются в диапазоне 40-43 млн кубометров в сутки. Для сравнения: контрактный объем транзита через Украину составляет 109,6 млн.

Итог – "Ямал-Европа" стоит, оба "Северных потока" взорваны, транзит газа через Украину сильно снизился (работает лишь одна треть мощности) и не исключено, что там тоже может "неожиданно" произойти ЧП.

Работает только "Турецкий поток" (мощность – 31 млрд кубометров, из которых именно в ЕС поступает только 15 млрд, остальное забирает Анкара). Есть и СПГ поставки, которые, выросли в прошлом году – за 11 месяцев 2022-го поставки российского ресурса в Европу увеличились до 19,4 млрд кубометров.

В целом, можно смело говорить о том, что даже несмотря на работу газопровода через Турцию и рост поставок СПГ, в Европе российского газа теперь (и скорее всего в будущем тоже) явно меньше.

Туманные перспективы "Северных потоков"

В беседе с Baltnews замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев рассказал, что перспективы у двух ныне не действующих газопроводов крайне сложные. Что интересно, судьба СП-1 и СП-2 может несколько отличаться.

"У "Северного потока–2" весьма мрачные перспективы, поскольку я не вижу никаких предпосылок, чтобы Германия дала возможность сертифицировать работу этой магистрали. Проблемы эти, напомню, были еще до 24 февраля 2022 года. А сейчас ведь есть еще и проблемы с восстановлением газопровода после теракта. Даже если сейчас Шольц уйдет с поста канцлера, новому кандидату будет боязно разрешать запуск СП-2 – серьезная трата политического капитала. Слишком долго Берлин убеждал всех, включая свое же население, что такая труба не нужна. Более того, в баланс потребления ФРГ на последующие годы правительство ФРГ даже не закладывает поставки газа по трубопроводам из России", – заметил эксперт.

При этом, отмечает Алексей Белогорьев, у СП-1 больше шансов на выживание. Конечно, есть большие проблемы с турбинами, которые вновь не отдает Канада (возобновила санкции 15 декабря). Так же не совсем пока понятно, насколько дорогим окажется ремонт магистрали и как много времени это займет. Зато никакой сертификации не нужно и санкций против конкретно Nord Stream Берлин не вводил.

"Сложность в том, что "Газпром" пока не торопится с восстановлением, и надо признать, вполне обоснованно. Компания хочет получить гарантии того, что газ по этой коммуникации точно будут покупать, иначе траты на ремонт просто уйдут в пустоту. Таких гарантий пока что никто давать в ЕС не хочет. Вопрос в том, кто сделает шаг первым – "Газпром", если он готов рискнуть и довериться покупателям в ЕС, либо европейская сторона. Кстати, в последнем случае есть большие сомнения, учитывая план Еврокомиссии по отказу ЕС от российского газа", – поделился мнением замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

Тут стоит добавить, что постройка того же "Северного потока – 2" – это расходы не только "Газпрома", но и ряда европейских компаний, которые оплатили, по сути, половину этого проекта. Сколько угодно можно говорить о том, что "Москве нанесли урон", только вот Москва новых покупателей на мировом рынке рано или поздно найдет (хотя построить новые коммуникации – ­вопрос долгих лет), а Европе ничего не остается кроме как покупать теперь дорогой СПГ. Это, кстати, и провоцирует рост инфляции и энергокризис в регионе.

Газ нужен не только на Западе

Безусловно, в один миг Россия не сможет заменить для своего экспорта трубопроводного газа европейский рынок на, скажем, китайский. Спрос в КНР растет, даже при пандемии. Пекин готов покупать углеводороды. Конечно, с ним трудно торговаться, но если контракт подписан, он в отличие от покупателей из "Дикого Запада" китайской стороной исполняется. Однако для такой переориентации нужно время, чтобы построить новые магистрали в КНР.

"В газовом секторе труднее всего сделать разворот. С углем и нефтью это несколько проще. Есть танкеры, идущие морем, которые меняют пункт назначения. А вот в случае с поставками газа в Европу из РФ – это в первую очередь газопроводы. Собственной технологии по сжижению газа у России пока нет, есть только наработки, а использовать зарубежные технологии все сложнее из-за санкций. РФ пока массово не строит собственных газовозов в большом объеме. Даже южнокорейские верфи сейчас не факт что сделают заказы для Москвы вовремя", – рассказал в беседе с Baltnews аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

"Сейчас активно идут обсуждения КНР и РФ о постройке "Силе Сибири–2", но Пекин – жесткий переговорщик. Китай хочет более низкую цену газа от этой магистрали в будущем. Позиция России: "Мы надежный поставщик в отличие от других, включая поставщиков СПГ, которые всегда идут туда, где им выгоднее, поэтому давайте договоримся об адекватной стоимости газа. В любом случае Китай считает, что время на его стороне. Но в целом "Сила Сибири–2" – очень перспективный проект. Часть магистрали уже есть, как и работающее для него газовое месторождение в РФ", – добавил он.

С дальневосточным маршрутом, по мнению эксперта, ситуация пока что странная. Контракт подписан, хотя детали не разглашается. Основная сложность в ресурсной базе. Вроде как ей может выступать Киринское и Южно-Киринское месторождения. Но Киринское (хоть оно уже и действующее) не очень большое – на пике 6-7 млрд кубометров в год, и то это не будет длиться годами. Южно-Киринское может давать больше, но его пока не удалось ввести в промышленную эксплуатацию. Учитывая американские санкции, сделать это теперь из-за нехватки оборудования проблематично.

"В Средней Азии перспективы спроса на российский газ есть, но пока трудно оценить точные объемы. Для РФ, кстати, важно и то, что Казахстан и Узбекистан снижают свой экспорт в Китай. Это значит меньше конкурентов для российского газа в КНР, более того, легче вести переговоры по ценам", – заключил Игорь Юшков.

Автор: Илья Круглей

Источник: Baltnews.com, 04.01.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики