Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Топливный ориентир: как могут измениться цены на бензин и дизель в России в 2023 году

Топливный ориентир: как могут измениться цены на бензин и дизель в России в 2023 году

В 2022 году бензин на российских АЗС подорожал в среднем на 0,2—0,7%, тогда как общий рост потребительских цен на товары и услуги в стране превысил 12%. По словам экспертов, стоимость горючего практически не изменилась за счёт работы демпферного механизма и переизбытка топлива на внутреннем рынке. Дизель при этом вырос в цене более чем на 8% из-за налоговых нововведений в отрасли. Впрочем, как полагают специалисты, в 2023 году темпы удорожания нефтепродуктов в стране продолжат оставаться в пределах инфляции. Как именно могут измениться цены на автозаправках — в материале RT.

В 2022 году рост цен на бензин в России оказался более чем в 17 раз ниже официальной инфляции. Об этом свидетельствуют материалы Росстата и Минэкономразвития.

По данным ведомств, за последние 12 месяцев литр бензина АИ-92 на заправках страны подорожал в среднем на 0,2% — с 47,11 до 47,21 рубля, а розничная цена горючего АИ-95 увеличилась на 0,7% — с 51,01 до 51,35 рубля за литр. При этом уровень инфляции в России составил почти 12,2% в годовом выражении.

 

Отметим, что темпы удорожания дизеля также были ниже по сравнению с общим повышением цен на товары и услуги в стране. За год стоимость этого вида топлива выросла в среднем на 8,2% — с 53,94 до 58,37 рубля за литр.

Удерживание цен на нефтепродукты не выше инфляции остаётся одним из приоритетов российского правительства, заявил в конце декабря вице-премьер Александр Новак. По его словам, в 2022 году эта задача была перевыполнена, а в 2023-м власти продолжат держать ситуацию под контролем.

«Вместе с ФАС мы будем внимательно следить, чтобы рост цен не превышал инфляцию. Для этого у нас есть демпфер — уникальный инструмент, который сглаживает колебания мировых цен», — приводит ТАСС слова Новака.

Так называемый демпфирующий механизм заработал ещё в 2019 году. В рамках инициативы государство возмещает нефтяным компаниям недополученные доходы при поставке топлива на внутренний рынок. Если цены на горючее в России ниже экспортных, производители получают компенсацию из федерального бюджета. При более высокой стоимости сырья внутри страны бизнес, напротив, отчисляет в казну часть своей прибыли.

«Таким образом, инструмент позволяет государству регулировать стоимость топлива на внутреннем рынке за счёт выплат добывающим компаниям. Именно благодаря демпфирующей надбавке цены на бензин практически не росли в 2022 году», — пояснил в разговоре с RT ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Кроме того, по словам эксперта, в прошлом году на фоне масштабных западных санкций весной и в начале лета у российских компаний возникли некоторые трудности с экспортом нефти и нефтепродуктов. В результате на внутреннем рынке образовался переизбыток топлива, что оказало дополнительное давление на цены.

Таким образом, бензин стал одним из немногих товаров, которые почти не подорожали за 2022 год, признал и глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Впрочем, как отметил специалист, обратная ситуация наблюдалась с дизелем.

«С зимним дизтопливом всегда было сложно, и ушедший год не стал исключением. Раньше помогали суррогаты и смешение летних сортов с керосином, что было в принципе разрешено властями. Однако в 2022-м смешение начали облагать дополнительными налогами, и процесс стал затратным. Более того, по экономическим причинам исчезли суррогаты — их невыгодно поставлять на внутренний рынок, так как на них не распространяется демпфер. Все эти события привели к росту цен на дизель», — объяснил собеседник RT.

Вместе с тем на 2023 год Россия запасла достаточный объём топлива для сдерживания розничных цен. Об этом ранее заявил глава Минэнерго страны Николай Шульгинов.

«Министерство энергетики (держит. — RT) ситуацию всегда под контролем. Запасы сформированы на НПЗ, ПНПО и по дизелю, и по бензину. По дизелю — примерно 3 млн т, по бензину — где-то 1,6 млн. Поэтому я не думаю, что нужно волноваться», — заявил Шульгинов в эфире канала «Россия 24».

 

Тем не менее в текущем году в силу ряда причин темпы роста цен на горючее в России могут оказаться выше, чем в 2022-м. Таким мнением в разговоре с RT поделился главный аналитик компании «ТелеТрейд» Марк Гойхман.

Как напомнил специалист, 5 декабря Евросоюз ввёл эмбарго на морские поставки российской нефти и запретил своим компаниям перевозить сырьё из РФ в третьи страны по цене выше $60 за баррель. С 5 февраля такие же меры должны распространиться и на нефтепродукты.

«В результате этих ограничений может сократиться не только экспорт, но и само производство данной продукции в России, о чём уже предупредили в правительстве. То есть предложение топлива на внутреннем рынке тоже может уменьшиться», — отметил Гойхман.

Более того, с 1 января в России был повышен налог на добычу полезных ископаемых в нефтяной отрасли. Теперь компании вынуждены отчислять в бюджет более значительные суммы и могут несколько поднять ценники на своих АЗС, не исключил эксперт.

Впрочем, по мнению Игоря Юшкова, рост стоимости горючего продолжит оставаться в рамках инфляции. Согласно прогнозу Центробанка, в 2023 году потребительские цены на товары и услуги в России увеличатся в среднем на 5—7%. В этом случае в ближайшие 12 месяцев бензин АИ-92 может подорожать до 49,57—50,51 рубля за литр, горючее АИ-95 — до 53,92—54,94 рубля за литр, а дизельное топливо — до 61,29—62,46 рубля за литр.

Авторы: Владимир Цегоев, Ксения Чемоданова

Источник: RT, 05.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики