Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дефицита бензина как такового и не было, скорее саботаж в ряде регионов

Дефицита бензина как такового и не было, скорее саботаж в ряде регионов

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

- Нефтяные компании эту инициативу оценят положительно, это в их интересах. Они всегда ратовали за то, чтобы продлили сроки производства топлива стандарта «Евро-2», которое с этого года запрещено продавать в стране. С точки зрения экостандартов это минус.

Дефицита ведь как такового и не было, скорее саботаж в ряде регионов. Дефицит был замечен исключительно у независимых переработчиков. Ажиотажный всплеск спроса у автолюбителей спровоцировал пиковый интерес, после чего ценники на автозаправках взлетели вверх. Вертикально интегрированные компании стали придерживать бензин и сбывать его независимым производителям.

Инициатива, которая исходит из Минэнерго, может быть оправдана со стороны нефтяников. Они давно просили правительство продлить сроки, а топливный кризис пришелся им на руку и помог этого добиться. Причины понятны – был кризис, компании не успевали вкладываться в модернизацию НПЗ из-за нехватки инвестиций. Сейчас эта мера правительства по отсрочке регламента и по замораживанию регламентов Евро-2 может позволить компаниям в какой-то степени наверстать свои упущения в модернизации. Плюс Минэнерго говорит о стимулах в виде повышенных акцизов для топлива низкого класса, и пропорционально пониженных – на топливо стандарта Евро-3, что позволит уравновесить цены. Этот момент будет стимулировать компании в производстве высокооктанового топлива и перепрофилирование производства именно на высокосортные марки бензина.

Модернизация НПЗ – это проблема системная. У нас все заводы – это наследие постсоветского периода, поэтому сложно говорить, о том, как эта мера скажется на модернизации. Ведь тут еще надо учитывать и тот факт, что автомобильный парк, судя по региональной матрице, довольно старый (без учета городов-миллионников) и потребляет бензин не самого высокого сорта.

Где-то в течение пятилетки мы преодолеем все эти тенденции. Если мы посмотрим на Европу, то там все идет на несколько шагов вперед – Евро-4 и Евро-5, и даже разговоры ведут о более высоких классификаторах, в то время как у нас хотят вернуть  Евро-2. Второй момент касается того, что компании наверняка воспользуются этой ситуацией и будут производить больше дизтоплива и мазут, который пустят на экспорт. То есть эта инициатива может спровоцировать нефтяные компании переориентироваться в сторону мазута, а не бензина, есть такая угроза. А эти самые низкие фракции (мазут, печное топливо) близки, по сути, к сырой нефти, и экспортировать их выгоднее, чем саму нефть, так как на них экспортные пошлины ниже. А подняли-то экспортные пошлины, я напомню, исключительно на бензин. Это такой беспрецедентный случай, когда бензины были выделены как отдельная экспортная единица – по классификатору их выделили из линейки светлых нефтепродуктов – и с 1 мая экспортная пошлина на них увеличена на 44% и составляет 90% от нефтяной. Это заградительная мера и она вполне может приносить дивиденды. Для рынка эта мера достаточно продуктивная. И не забываем, что у нас сейчас некоторые заводы встали на профилактический ремонт или на перепрофилирование. Это тоже спровоцировало определенный дефицит бензинов. Я думаю, что сейчас они будут постепенно выходить с профилактики (она длится от нескольких недель до полутора-двух месяцев), и последствия топливного кризиса будут со временем нивелированы.

А если смотреть дальше, то в принципе бензин будет продолжать дорожать, что мы уже наблюдаем. Сдерживать этот рост будут фискальными мерами с помощью давления ФАС, да и в таком ручном режиме управлять отраслью довольно сложно. Видимо, тогда частота совещаний правительства будет чаще, как это было в начале года, когда компаниям рекомендовали устранить проблемы, и они снизили ценники на несколько рублей. Однако спустя 2-3 месяца ценовая конъюнктура на мировом рынке нефти толкает заправочные ценники вверх.

Не думаю, что у нас рыночные механизмы превалируют хоть в какой-то степени, и поэтому топливо будет дорожать. И опять же говорить о демонополизации рынка не приходится, независимых переработчиков у нас в стране нет. Даже если какие-то энтузиасты построят завод, то где гарантии, что будет его сырьевое наполнение, что на бирже хватит тех объемов, чтобы заполнять новые введенные мощности? Поэтому говорить о том, что у нас будет впереди рыночная ситуация на рынке, нельзя. В целом эта мера в определенной степени логична. Заводы будут работать на то, чтобы нивелировать последствия топливного кризиса, а повышенный акциз на Евро-2 будет сподвигать компании на модернизацию и рост глубины переработки.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 10.05.2011 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики