Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский экспорт нефти выдержит западные эмбарго и потолок цен

Российский экспорт нефти выдержит западные эмбарго и потолок цен

Спотовые продажи нефти марки Urals в Приморске по цене ниже 39 долларов отражают трудности, которые стоят перед нефтяным экспортом РФ в эпоху европейского эмбарго и западного потолка цен. Однако гипертрофировать проблемы не стоит, два года назад дела у России были намного хуже, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Стоимость марки Urals просела

Информационное агентство Bloomberg утверждает, что в пятницу, 6 января 2023 года, российская нефть Urals с нефтеналивного терминала в Приморске (Ленинградская область) продавалась за 37,80 долларов за баррель при стоимости Brent в 78,57 долларов.

Данные котировки намного ниже западного потолка цен в 60 долларов за баррель, причем обозреватель Bloomberg Аларик Найтингейл задал логичный вопрос: «насколько долго Россия может выдерживать такую ситуацию с нефтяными ценами».

Однако в Bloomberg забывают, что разговор идет об одном дне и одном нефтеналивном терминале, в среднем Россия продает Urals по более высоким ценам, которые находятся в диапазоне от 40 до 50 долларов за баррель, что немного, но и не трагично.

Интересно, что в заметке другого обозревателя Bloomberg Джулиана Ли говорится, что российский нефтяной экспорт за первые семь дней 2023 года вырос на 8% или 197 тысяч баррелей в сутки за счет Арктики и Тихоокеанского региона.

Арктические терминалы продали за этот срок на 143 тысячи баррелей больше, чем за предыдущую неделю, а тихоокеанские – на 200 тысяч баррелей. Данные направления компенсируют спад российского экспорта не только через Балтийское, но и Черное море.

РФ 6 января продала на мировой рынок 2,31 млн баррелей сырой нефти, из них примерно 40% в Индию, 20% – в Китай, а еще 40% – неизвестным потребителям, под которым могут скрываться и европейские страны, тем более исполнение старых контрактов пока продолжается.

Ничего катастрофичного не происходит

«Сегодня цена марки Urals снизилась из-за двойного эффекта эмбарго на импорт российской нефти морским путем в ЕС и механизма предельных цен стран G7», - заключает энергоэксперт Станислав Митрахович.

Главная проблема в эмбарго: теперь перевозчику приходится платить намного больше, чтобы танкер достигнул точки назначения на азиатских рынках. Из-за этого экспорт через Приморск стал для России настолько финансово затратным.

«Сейчас танкер идет не в Роттердам, а в Индию, и это требует дополнительной оплаты», - резюмирует Митрахович.

Из-за этого дисконт на марки Urals к Brent находится в районе 30 долларов к баррелю, а в некоторых контрактах доходит и до 40 долларов.

«Насколько все это критично? Конечно, российские компании хотели бы продавать нефть по большей цене, но если взять коронавирусную эпоху образца 2020-2021 годов, то тогда стоимость нефти в районе 40 долларов считалась хорошей. Были периоды, когда российская нефть продавалась дешевле 10 долларов в портах северо-западной Европы. Это длилось недолго, но такая ситуация была», - констатирует Митрахович.

Данный момент является ответом на вопрос Найтингейла. Практика показывает, что современная ситуация с экспортом нефти не носит катастрофичного характера для российского бюджета, проблемы есть (дефицит в 3,35 трлн рублей – оперативные данные Минфина РФ), но существуют ресурсы, чтобы закрыть недостачу.

В 2023 году в российских финансах не будет бюджетного правила, и это во второй половине года улучшит ситуацию после стабилизации дел на энергетическом рынке.

«Ничего особо критичного я не вижу, тем более есть и другие сорта российской нефти, которые продаются дороже. Полагаю, что по мере роста спроса на нефть и нефтепродукты в странах западного полушария весной разница между Urals и Brent начнет уходить», - заключает Митрахович.

Данный прогноз основан на сезонном факторе, который выражается в стандартном для любого года весеннем росте потребления нефти.

«К апрелю рынок увидит снижение разницы между Brent и Urals. Многое также будет зависеть от коронавируса в Китае – если Пекин прекратит политику нулевой терпимости к COVID-19, то мы увидим рост спроса на Urals», - резюмирует Митрахович.

С объемами нефтяного экспорта также все терпимо: в декабре продажи упали на 20% на балтийском направлении, однако фундаментальных проблем не прослеживается.

Решение вопроса большого дисконта на нефть приобрело для России характер государственной важности. Москва в ближайшее время будет искать пути для борьбы с данной тенденцией, на практике это означает создание новой системы продажи нефти.

Если раньше было достаточно довести сырье до Роттердама и получить перевод, то теперь предстоит серьезная работа. Однако это решаемые задачи: ситуация в мировой энергетике говорит о том, что без российского сырья обойтись нельзя.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.01.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики