Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Западные санкции обрушили цены на российскую нефть: ждать ли коллапса

Западные санкции обрушили цены на российскую нефть: ждать ли коллапса

Скидки и дисконты уронили Urals ниже $40

Нефть основной экспортной российской марки Urals продолжает дешеветь: по данным из разных источников, цена снизилась до $38-40 за баррель. Аналитики связывают это с двойным санкционным эффектом — от эмбарго на поставки морским транспортом и введенного Западом «потолка» цен в $60. Как пишет Bloomberg, после 5 декабря, когда ограничения заработали, Россия впала в критическую зависимость от узкого круга крупных покупателей, прежде всего, Индии, Китая и Турции, которые постоянно требуют скидок.

В ходе торгов 9 января на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже стоимость Urals снизилась более чем на 8%, вплотную приблизившись к $40 за баррель. А в пятницу, 6 января, этот сорт продавался в порту Приморск за $37,8, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные независимого ценового агентства Argus. В тот же день мировой эталон Brent стоил $78,5 за «бочку». Ранее Минфин известил о декабрьском обвале средней цены Urals на 24% (к ноябрю) — до $50,4. А в декабре 2021-го Urals стоил в среднем $72,7.

Bloomberg отмечает, что объем российской нефти, идущей в Китай, Индию и Турцию, упал четвертый раз подряд за четыре недели до 6 января — в среднем до 2,31 млн баррелей в сутки. Это самый низкий показатель за 10 недель. Между тем, как свидетельствует Argus, отечественный сорт ESPO по-прежнему торгуется выше потолка цены. Дело в том, что маршруты, по которым доставляется сырье этой марки, намного короче. Это облегчает поиск танкеров, готовых отправить товар ближайшим покупателям в Азии за пределами установленных Западом ограничений.

Еще одна добрая для России весть: скидка на Urals по сравнению с нефтью Brent уменьшилась за последние пару месяцев с почти $40 до $20 за баррель. Об этом сообщил замгендиректора Российского энергетического агентства Минэнерго Денис Дерюшкин. Ситуация, по его словам, связана с подешевевшим фрахтом зарубежных судов с сырьем из РФ, а также с расширением возможностей страхования сделок.

«После вступления 5 декабря в силу двух типов западных санкций (эмбарго на морские поставки и потолка цены в $60) мировые рынки начали перестраиваться, а наша страна вступила в непростой переходный период, — считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — России предстоит побороться за покупателей в Азии и потеснить производителей из других регионов, которые там еще работают. Кроме того, многие морские перевозчики отказываются иметь дело с нашей нефтью, опасаясь последующих штрафов. Формально, чтобы не нарушать санкции, такие компании должны спросить поставщика стоимость сырья, и если цена ниже $60 за баррель, проблем быть не должно».

Однако возникает ряд вопросов: что это за документ, надо ли (и каким образом) проверять подлинность содержащихся в нем данных, куда дальше передавать эту информацию, каким конкретно санкционным регуляторам? Поскольку все эти моменты нигде не обозначены, возникает некий административно-правовой вакуум, отпугивающий потенциальных перевозчиков. По словам Юшкова, именно с перевозкой нефти связаны сегодня основные сложности для РФ: чем дальше от азиатских рынков расположен пункт отгрузки, тем дороже обходится фрахт. В основном речь идет о портах Ленинградской области, в меньшей степени — о портах в Новороссийске. Совсем иначе обстоят дела с дальневосточным сортом ESPIO: еще и потому, что его цена привязана не к североморскому Brent, а к ближневосточным маркам.

«Абсолютно неверно утверждать, что вся российская нефть стоит $38-40 за баррель, - отмечает Юшков. – Рынки восстанавливаются, и наша главная задача на сегодняшний день – найти достаточное количество судов для транспортировки сырья морем, чтобы не оглядываться постоянно на фактор ценового потолка. По опыту 2022 года предположу, что каналы продаж постепенно расширятся, а объемы экспорта - вырастут. Кстати, скидка уже к 1 декабря составила $18 за баррель, хотя ранее она доходила до $35. Что касается основных покупателей, да, это будут Индия, Китай и Турция».

Стоимость нефти сорта Urals в последнее время может сильно отличаться на торговых площадках и при реальной отгрузке разным потребителям. На ситуацию влияют именно эмбарго и ценовой потолок, говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Поскольку круг потребителей отечественной нефти сводится сегодня фактически к трем странам — Китаю, Индии и Турции, это позволяет им предлагать закупочные цены ниже рыночных. Соответственно, Urals продается не только с дисконтом, но и в меньших объемах по сравнению с общим экспортом России до введения европейского морского эмбарго.

«Цена сырья зависит от условий контракта, места отгрузки и прочих обстоятельств, — рассуждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Поэтому мы порой видим разные цифры одновременно. Декабрьские санкции заставляют идти на любые ценовые уступки покупателям в Азии, хотя дисконт сегодня явно меньше, чем еще несколько месяцев назад».

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 10.01.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики