Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Идет переходный период»: аналитик об экспорте российской нефти

«Идет переходный период»: аналитик об экспорте российской нефти

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал Рамблеру данные агентства Bloomberg, согласно которым нефть из России продается вполовину мировых цен, и оценил текущую ситуацию с ее экспортом.

Ранее Bloomberg со ссылкой на данные независимого ценового агентства Argus сообщило, что российская нефть продается намного дешевле потолка, который был ранее введен "Группой семи" (G7). 6 января Urals торговалась в порту Приморск за 37,80 доллара за один баррель, а мировой эталон Brent в тот же день стоил 78,57 доллара за баррель, отмечалось в публикации.

"Тут сложно сказать, на каких условиях идет торговля, потому что информация все больше и больше закрывается. Там, видимо, в основном еще работают танкеры "сумеречного флота". Показывают ли они какие-то данные регуляторам или базам данных - терминалу Bloomberg, Thomson Reuters или Argus, которые отслеживают цены? Какую информацию и кто предоставляет? Это не совсем понятно.

Но в целом мы видим, что идет переходный период. С 5 декабря против России действуют два типа санкций. Это уже полностью запрещенная поставка российской нефти в страны Евросоюза морским транспортом, поэтому нам приходится завершать этот уже окончательный переход на азиатские рынки. То есть мы сейчас поставляем в Европу только по трубе. И то Германия и Польша вроде как отказались с 2023 года приобретать нашу нефть по нефтепроводу "Дружба", и остается только южная ветка, которая идет из России через Белоруссию, Украину в Венгрию, Чехию, Словакию, и из Венгрии транзитом через Хорватию в Сербию. Но объемы там не столь большие. Кроме того, с 5 декабря был введен второй тип санкций - это тот самый потолок цены". - Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

Специалист отметил, что в настоящее время проблемы при экспорте нефти из России создает ситуация с танкерами.

"Количество танкеров, которые готовы полностью игнорировать все ограничения в виде потолка цены и перевозить нефть на любых условиях, недостаточное. И даже те танкеры, которые есть на мировом рынке, просто боятся перевозить российскую нефть, даже если она стоит ниже, чем потолок цены. Потому что было объявлено, что именно перевозчик должен проверять некие документы, должен взять справку о том, сколько стоит нефть, и может перевозить ее, если цена ниже 60 долларов за баррель. Но думаю, что многие компании просто не понимают, как это делать - где брать справку, нужно ли проверять подлинность указанных в ней данных, куда ее передавать, каков полный пакет документов и так далее. Поэтому перевозить российскую нефть просто не берутся", — сказал аналитик.

Юшков допустил, что в рамках переходного периода происходит снижение объемов экспорта российской нефти.

"Хотя официально Россия об этом ничего не говорит. С другой стороны, мы вынуждены опять увеличить скидку на каждый баррель своей нефти, чтобы успешно выйти на азиатские рынки, чтобы там покупали именно нашу нефть", — заявил он.

Аналогичная ситуация с поставками нефти из России наблюдалась весной 2022 года, подчеркнул эксперт.

"Тогда американцы тоже ввели санкции в виде эмбарго на российскую нефть с 1 апреля, а европейцы просто боялись ее покупать, считая ее "токсичной". И тогда Россия была вынуждена экстренно переходить на азиатские рынки, однако не все объемы удалось мгновенно пристроить. Было то же самое: мы сокращали экспорт и увеличивали скидку на каждый баррель российской нефти. Но уже к сентябрю наш экспорт восстановился на уровень начала года, а скидка постепенно уменьшалась, и к 1 декабря она с 35 долларов на баррель уменьшилась до 18 долларов", — отметил Юшков.

В дальнейшем, как и весной 2022 года, Россия будет увеличивать экспорт и снижать скидку на нефть, поделился ожиданиями аналитик.

"Сколько времени на это уйдет - полгода или меньше - сказать сложно", — подчеркнул собеседник Рамблера.

Вместе с тем Юшков обозначил тенденцию, согласно которой чем дальше порт отгрузки российской нефти расположен от Азии, тем выше на нее скидка.

"38 долларов за баррель – это цена не всей российской нефти, а именно той, которую отгрузили из Приморска. То есть больше пострадает отгрузка из наших портов на Балтике - это Приморск и Усть-Луга. Соответственно, скидка на тот же Urals, который отгружается в Новороссийске, меньше. И совсем незначительные скидки идут по той нефти, которая отгружается в Козьмино на Дальнем Востоке. Там она составляет 7-8 долларов на баррель", — рассказал эксперт.

Эмбарго на поставки нефти из РФ по морю в Евросоюз начало действовать с 5 декабря минувшего года. Кроме того, ЕС решил ввести регулируемый потолок цен на российское черное золото, поставляемое морем, на уровне 60 долларов за баррель.

Источник: Рамблер, 10.01.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики