Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский гамбит: Индия и Китай могут снять дизельные сливки в Европе

Российский гамбит: Индия и Китай могут снять дизельные сливки в Европе

После того как ЕС запретит 5 февраля импорт российских нефтепродуктов, Индия и Китай могут стать основными поставщиками топлива в Европу. Произведенные из российского сырья продукты не подпадают под санкции. России в этой ситуации придется экспортировать больше нефти, что не очень выгодно компаниям, или азиатские страны станут крупными потребителями российских продуктов, еще больше нарастив экспорт дизтоплива и бензина из российской нефти, полагают эксперты.

Китай может стать ключевым поставщиком дизельного топлива в Европу после того, как страны ЕС запретят импорт из России. Как сообщает Bloomberg, в последние месяцы страна увеличила экспорт топлива и часть направляется в Европу.

«Экспорт дизельного топлива из Китая может составить от 400 000 до 600 000 баррелей в сутки в течение первой половины этого года», — сказали агентству эксперты. Получится до 90 млн баррелей, тогда как Россия в прошлом году, по данным Vortexa, экспортировала в страны ЕС 220 млн баррелей.

Юджин Линделл из Facts Global Energy считает, что компенсировать такой объем сложно, но возможно.

Отчасти планы Китая подтверждает информация о квотах на экспорт нефтепродуктов в 2023 году. Так, в рамках первого раунда Пекин увеличил объем с 13 млн тонн до 17 млн.

Что касается Индии, то она уже нарастила продажу нефтепродуктов в Европу. Например, Нидерланды, которые являются нефтяным хабом, вышли на третье место по объемам индийского импорта, сообщает местная The Economic Times.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что этот эффект происходит из-за перенаправления российской нефти.

«Новые потребители не только закупают ее для себя, но и для переработки для экспорта. Массово это делает Индия. Она поставляет в основном дизельное топливо в Европу. Китай — в меньшей степени. При высокой скидке на сырье это выгодно, так как продажная стоимость нефтепродуктов покрывает и двойное и затратное транспортное плечо по доставке нефти в Азию и экспорту нефтепродуктов в Европу», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ.

Такая ситуация позволила России стабилизировать экспорт нефти в 2022 году, замечает Игорь Юшков.

«Возможно, с 5 февраля, когда вступят в силу запрет на импорт нефтепродуктов в ЕС и потолок цен на них, нам придется сманеврировать в сторону увеличения экспорта нефти. Это не совсем приемлемо, но так складывается ситуация. Тем более что лояльного нам флота все-таки больше сырьевого, чем нефтепродуктового, — продолжает ведущий аналитик ФНЭБ. — Если же танкеров будет достаточно, то еще больше усилятся обменные операции. Так как нефтепродукты из российской нефти не подпадают ни под какие ограничения, то может сложиться такая картина. Наши нефтепродукты азиаты будут покупать для себя, а нефтепродукты из российской нефти будут экспортировать в еще большем объеме».

«Скорее всего, так и будет, недостающие объемы Китай будет закупать в России. Вопрос в логистических возможностях получать дизель из России, но в этом случае как раз должен помочь новый железнодорожный мост между Нижнеленинским и Тунцзяном, забрав часть угольных объемов», — говорит независимый эксперт Максим Худалов. Он отмечает, что экспорту российских нефтепродуктов помогут и турецкие трейдеры.

«Определенно, проблемы будут иметь место, но в течение года есть надежда, что логистика экспорта нефтепродуктов будет трансформирована», — замечает Максим Худалов.

Как сообщало EADaily, из-за скидок на российскую нефть бюджет страны может недосчитаться в этом году только по экспорту сырья более 2 трлн рублей нефтегазовых доходов — до 10% всех доходов. Если в бюджете на 2023 год стоимость нефти заложена на уровне $ 70 за баррель, то уже в декабре 2022 года Минфин России сообщал о средней цене российского сорта Urals в $ 50.

Источник: EADaily, 13.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики