Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В России могут принять дополнительные меры для ограничения дисконта на нефть

В России могут принять дополнительные меры для ограничения дисконта на нефть

Российское топливное ведомство предупредило на днях о возможности принять дополнительные меры для ограничения дисконта на российскую нефть. Решение об их необходимости будет приниматься на основе мониторинга цен на нефть и ситуации на рынке.

Пресс-служба Минэнерго сообщила об этом на специальном брифинге. Ведомство намерено отслеживать динамику цен на сырье и в случае необходимости устанавливать предельный размер дисконта на основе рыночных котировок. Подробности о работе такого механизма власти собираются представить в ближайшее время. Также Мин­энерго вскоре планирует обнародовать порядок применения ответных мер на введенный Западом потолок цен на нефть.

В соответствии с указом президента, российским компаниям будет запрещено продавать сырье, если в контрактах прямо или косвенно подразумевается ограничение стоимости энергоресурса. «Этот запрет относится к любым сделкам с российской нефтью вплоть до конечного потребителя, что предполагает в том числе отказ от работы с трейдерами, которые не соблюдают данную норму указа… Незаконное вмешательство западных стран в рыночные механизмы влияет на безопасное и стабильное энергоснабжение мира и потребует значительных совместных усилий со стороны ответственных стран для исправления ситуации», — говорится в сообщении.

Напомним, в 2022 году Евросоюз, государства G7 и Австралия постепенно отказывались от поставок российской нефти, а с 5 декабря запретили своим компаниям страховать и перевозить сырье из РФ в третьи страны по цене выше $ 60 за баррель. С 5 февраля 2023‑го соответствующие ограничения должны распространиться и на неф­тепродукты. В ответ на это решение президент РФ Владимир Путин 27 декабря подписал указ о встречных мерах. Согласно документу, c 1 февраля Москва перестанет поставлять нефть тем покупателям, которые присоединятся к ценовым ограничениям.

В настоящий момент российские компании продолжают переориентировать поставки своей нефти. Как ранее отмечал вице-премьер Александр Новак, предприятия уже значительно нарастили продажи энергоресурсов странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Африки и Латинской Америки. Впрочем, чтобы полностью заменить европейских покупателей, бизнесу может потребоваться еще некоторое время, поэтому России пока придется несколько снизить объемы экспорта и добычи нефти. Согласно оценке Новака, в начале 2023 года производство сырья в стране сократится примерно на 5 – 7 %, или на 500 – 700 тыс. баррелей в сутки. «Мы считаем, что в текущей ситуации даже можно пойти на риски снижения добычи, чем руководствоваться политикой продажи относительно потолка цен. Сегодня он $ 60, завтра он может быть любым, и попадать в зависимость от каких‑то принимаемых решений со стороны недружественных стран — это неприемлемо для нас», — объяснял Новак в интервью телеканалу «Россия 24».

Вместе с тем на фоне потери европейского рынка Москва вынуждена предоставлять значительные скидки на свою нефть для привлечения покупателей из других регионов мира. По данным Министерства финансов, в декабре баррель российского сырья марки Urals продавался в среднем по $ 50,47. В то же время стоимость эталонного сорта Brent на мировом рынке составляла около $ 81 за баррель, свидетельствуют материалы Всемирного банка. Более того, по информации агентства Bloomberg, 6 января цена Urals в балтийском порту «Приморск» опускалась до $ 37,8 за баррель.

Как говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, на сегодняшний день конечная стоимость российской нефти варьируется в зависимости от того, насколько далеко разгрузочный порт находится от рынков АТР. Например, перевозка сырья из Балтики обходится азиатским покупателям дороже, поэтому Москве в данном случае приходится увеличивать скидку. «При этом дисконт на нашу нефть в портах на Дальнем Востоке ниже. Это как раз связано с тем, что вести сырье оттуда в Азию гораздо быстрее», — поясняет Юшков. Согласно оценке специалиста, по мере того как Москва будет налаживать новые логистические цепочки и доформировывать собственный танкерный флот, добыча и экспорт нефти из России начнут восстанавливаться. Одновременно должен будет уменьшиться и размер скидки, уверен эксперт. «Тем не менее российское Минэнерго намерено держать руку на пульсе и внимательно следить за ситуа­цией с ценообразованием. Ведомство выступает в качестве регулятора, собирается мониторить, насколько обоснованно коммерческие компании делают скидки при продаже сырья, и будет способствовать тому, чтобы размер этих дисконтов уменьшался», — объясняет Юшков.

Как предполагает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, уже во второй половине 2023 года размер скидки на российскую нефть Urals может сократиться в два-три раза. Отчасти способствовать этому будет растущий спрос на топливо в Китае, где сейчас власти отменяют карантинные ограничения. На сегодняшний день КНР остается одним из ключевых импортеров российских энергоресурсов. Причем помимо Urals азиатская республика сейчас закупает у РФ и другие сорта нефти. В частности, по информации Bloomberg, за последнее время Пекин нарастил поставки таких арктических сортов сырья, как Arco, «Варандей» и «Новый порт», которые отгружаются из Мурманска. «Эту нефть добывают на Приразломном месторождении на шельфе Печорского моря. Ее сразу грузят в танкеры, которые должны идти покупателю. Однако, так как рынки Европы для нас закрыты, логично, что такие поставки идут в Азию. Помимо Китая этот вид сырья сейчас также закупает Индия», — отмечает Игорь Юшков.

Любопытно, что некоторые виды российской нефти сейчас стоят дороже Urals. В частности, речь идет о марке сырья ESPO, уточняет Чернов. «Российская нефть ESPO отгружается из порта «Козьмино», который находится недалеко от Владивостока и, соответственно, от Китая. Ее стоимость сейчас составляет $ 64 за баррель. Это не только больше стоимости Urals, но и выше установленного Западом потолка цен», — подчеркнул эксперт.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 16.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики