Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Значительно ниже инфляции»: Новак рассказал о ситуации с ценами на горючее в России

«Значительно ниже инфляции»: Новак рассказал о ситуации с ценами на горючее в России

По словам вице-премьера Александра Новака, в 2022 году рост цен на бензин в России оказался значительно ниже уровня инфляции. Так, с января по декабрь стоимость горючего в среднем по стране увеличилась только на 0,7%, тогда как общие темпы удорожания товаров и услуг составили около 11,9%. Как объясняют специалисты, ценники на российских автозаправках практически не изменились из-за действия демпферного механизма и переизбытка топлива на внутреннем рынке. При этом в 2023 году одним из определяющих факторов для отрасли должно стать запланированное Евросоюзом эмбарго на импорт нефтепродуктов из РФ, уверены эксперты. Как в этих условиях может измениться стоимость бензина на АЗС — в материале RT.

В 2022 году темпы удорожания автомобильного топлива в России были заметно ниже общего роста потребительских цен на товары и услуги. Об этом в понедельник, 16 января, заявил вице-премьер Александр Новак на совещании с председателем правительства Михаилом Мишустиным.

«В постоянном режиме проводился мониторинг рисков и принимались меры (по контролю за стоимостью нефтепродуктов. — RT). По итогам года рост цен в рознице значительно ниже уровня инфляции — бензин вырос всего на 0,7%, а дизельное топливо — около 10%. Продолжим эту работу и в текущем году», — заявил Новак.

 

Отметим, что с января по декабрь 2022-го инфляция в среднем по России составила 11,94%. Такие данные 13 января опубликовала Федеральная служба государственной статистики страны (Росстат).

Как рассказал RT ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, традиционно среди населения стоимость горючего считается одним из базовых индикаторов положения дел в государстве. Поэтому в прошлом году на фоне возросшей экономической неопределённости власти старались не допустить резкого удорожания топлива, в частности, договаривались с компаниями о сдерживании цен на автозаправках, пояснил эксперт.

«Были и объективные факторы. У предприятий возникли проблемы с экспортом нефтепродуктов, и они направляли топливо на внутренний рынок. Благодаря возросшей конкуренции цены на горючее практически не росли. Кроме того, к нам стало поступать больше топлива от белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), поскольку те оказались под санкциями и не могли продавать товар Европе, — поэтому продукция шла к нам», — добавил Юшков.

Напомним, в 2022 году Евросоюз, США и некоторые другие страны ввели масштабные санкции против Москвы и начали отказываться от закупок российских энергоресурсов. Помимо этого, с 5 декабря западные государства запретили своим компаниям страховать и перевозить нефть из РФ в другие регионы мира по цене выше $60 за баррель. С 5 февраля 2023-го аналогичные ограничения должны распространиться и на нефтепродукты.

В этих условиях российские производители начали постепенно перенаправлять поставки топлива с Запада на Восток. Одновременно бизнес нарастил продажи горючего внутри страны, что положительно отразилось на стоимости горючего в опте и рознице.

«В течение 2022 года оптовые цены на нефтепродукты в целом находились под существенным давлением из-за перебоев с экспортом, которые создали профицит на российском рынке. Также стоит отметить работу демпферного механизма, который не позволял внутренним ценам расти даже при повышенных мировых ценах», — отметил в беседе с RT аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

 

Так называемый демпфер заработал ещё в 2019 году. В рамках инициативы государство возмещает нефтяным компаниям недополученные доходы при поставке топлива на внутренний рынок. Если цены на горючее в России ниже экспортных, производители получают компенсацию из федерального бюджета. При более высокой стоимости сырья внутри страны бизнес, напротив, отчисляет в казну часть своей прибыли.

В преддверии эмбарго

Как отметил Александр Новак, в 2022 году производство бензина в России увеличилось на 4,3%, а дизельного топлива — на 6%. Вместе с тем предложение дизеля в стране не могло полностью удовлетворить спрос, поэтому и цены на него росли гораздо быстрее, считает Сергей Кауфман. По его словам, аналогичную проблему можно было наблюдать и в предыдущие годы.

Кроме того, к концу 2022 года российские нефтяники смогли нарастить поставки дизельного топлива за рубеж. Этот фактор дополнительно подтолкнул вверх цены на российских АЗС, рассказал Игорь Юшков.

«В целом дизель подорожал сильнее бензина, потому что он более востребован на внешнем рынке. Поскольку уже с 5 февраля в ЕС вступит в силу эмбарго на импорт российских нефтепродуктов, в последние месяцы прошлого года европейцы стремились максимально закупиться дизелем у России», — пояснил аналитик.

Тем не менее, по словам Сергея Кауфмана, после введения европейского эмбарго объём дизеля на внутреннем рынке России должен увеличиться, и цены на этот вид топлива могут несколько снизиться. Похожей точки зрения придерживается и эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов.

«Внешние ограничения на экспорт нефти и нефтепродуктов будут ключевым фактором для российского рынка горючего в 2023 году. Эффект этих рестрикций ещё только предстоит оценить, но следствием может стать рост предложения топлива внутри страны. Однако из-за особенностей налогового регулирования отрасли серьёзное удешевление в рознице вряд ли произойдёт», — предположил специалист.

Так, с 1 января в России был повышен налог на добычу полезных ископаемых в нефтяной отрасли. Теперь компании вынуждены отчислять в бюджет более значительные суммы и могут несколько поднять ценники на своих АЗС, не исключают аналитики.

Впрочем, как полагает Сергей Кауфман, на фоне европейского эмбарго и действия демпферного механизма в 2023 году стоимость бензина и дизеля будет расти темпами не выше общей инфляции. Тем более что на данный момент власти сформировали достаточно запасов топлива для сдерживания цен, о чём ранее заявлял глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов.

 

«Министерство энергетики (держит. — RT) ситуацию всегда под контролем. Запасы сформированы на НПЗ, ПНПО и по дизелю, и по бензину. По дизелю — примерно 3 млн т, по бензину — где-то 1,6 млн. Поэтому я не думаю, что нужно волноваться», — отмечал Шульгинов в эфире телеканала «Россия 24».

 

Согласно данным Росстата, по итогам первой рабочей недели 2023 года цена бензина АИ-92 в среднем по стране составила 47,18 рубля за литр, а стоимость горючего АИ-95 — 51,34 рубля за литр. В то же время литр дизельного топлива стоил около 58,7 рубля.

Согласно прогнозу Центрального банка России, в текущем году общий рост цен на товары и услуги в России может составить 5—7%. В этом случае при удорожании горючего вблизи уровня инфляции к концу 2023-го стоимость литра АИ-92 может вырасти примерно до 49,54—50,48 рубля, АИ-95 — 53,91—54,93 рубля, а дизеля — до 61,64—62,81 рубля.

Авторы: Владимир Цегоев, Ксения Чемоданова

Источник: RT, 16.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики