Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дизельный кризис в марте станет новой реальностью для экономики ЕС

Дизельный кризис в марте станет новой реальностью для экономики ЕС

Эмбарго ЕС на отечественные нефтепродукты может привести к дизельному кризису в европейской экономике. Благодаря этому на старом континенте продолжит расти инфляция, есть также вопросы по способности танкерного флота обеспечить альтернативные поставки солярки с азиатского рынка, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Александр Перов.

ЕС зависит от российского дизеля

Информационное агентство Reuters оценило последствия грядущего эмбарго Евросоюза на российские нефтепродукты для европейской экономики.

Данное решение станет реальностью 5 февраля 2023 года, а полностью оно будет реализовано в конце марта, одновременно на российское топливо будет введен потолок цен G20.

Главные опасения у западных экспертов вызывает дизельное направление (кроме солярки РФ экспортирует много мазута), которое крайне важно для Евросоюза.

Средний объем российского экспорта в страны ЕС в 2022 году составил 700 тысяч баррелей в сутки. В декабре доля России в европейском импорте солярки уменьшилась с 50% до 40%, но зависимость все равно осталась на чрезвычайно большом уровне.

Европейцы увеличили импорт дизеля из НПЗ Китая и Индии, куда сегодня активно приходит отечественная нефть. Таким образом, и по нефтепереработке страны ЕС получили серьезную наценку вследствие антироссийских санкций.

Основная проблема связана с логистикой: европейцам пришлось увеличить затраты на логистику, существуют проблемы с танкерами и с проходом через Суэцкий канал, нагрузка на который в ближайшее время значительно возрастет.

Reuters надеется, что ситуацию изменит запуск новых НПЗ в Саудовской Аравии, Нигерии и Китае, но это произойдет не ранее, чем в конце начавшегося года.

Российские нефтепродукты сохранят позиции

«Нефтепродукты в структуре российского экспорта занимают второе место после нефти, поэтому очевидно, что разговор идет об огромных объемах дизеля, которые приходят на европейский рынок», - констатирует энергоэксперт Александр Перов.

Скоро данные потоки сойдут на нет, в результате чего у западных экспертов возникнет вопрос: «как все это европейцы будут замещать?».

«Существуют заявления со стороны арабов и других производителей нефтепродуктов о готовности заместить российские поставки на европейский рынок, но даже если им это в перспективе удастся, слом традиционных логистических цепочек обязательно приведет к экономическим проблемам», - заключает Перов.

На европейском рынке в ближайшие месяцы вероятны локальные дефициты топлива, и непонятно, насколько долго ситуация будет приходить в норму.

«Стабилизация обстановки в Европе потребует не менее нескольких месяцев, в которые возможны как дефицит, так и рост цен. Улучшение дел на европейском топливном рынке не стоит ожидать ранее лета, а вообще вся эта история подтверждает тезис, что не российская нефть, а российские нефтепродукты являются критичным видом импорта для рынка Евросоюза», - резюмирует Перов.

Разрыв связей с Европой станет проблемой для российской нефтянки, но отечественное сырье никуда с мирового рынка не денется.

«РФ перенаправит нефть и нефтепродукты в Азию, пусть и здесь существуют проблемы. Возникли вопросы со спросом у дружественных стран, скорее всего столько, сколько ЕС, они российского топлива не съедят», - констатирует Перов.

Ситуация со спросом и предложением в мире от двух эмбарго ЕС мало изменится – РФ потеряет часть сверхдоходов и снизит объемы экспорта, в результате чего в российской экономике начнутся изменения с целью отказа от нефтяной иглы.

Однако европейские потери будут еще больше – эти санкции увеличивают цены на топливо в ЕС, которые разгоняют инфляцию и повышают госрасходы на коррекцию издержек.

Деградация европейской экономики продолжится

Энергетический кризис в 2022 году стоил Евросоюзу порядка 2 трлн долларов, а в 2023 году этот ущерб продолжит расти, причем главная проблема не в сиюминутных потерях, а в том, что топливо в европейских странах больше никогда не будет стоит дешево.

Все это ведет к снижению конкурентоспособности европейской экономики, которая и до 2022 года если и росла, то в финансовом, а не в производственном плане.

«Без дизеля европейцы не останутся, хотя есть вопросы, хватит ли им танкеров для перевозки топлива от азиатских НПЗ. Непонятно, способен ли нефтеналивной флот ЕС перенастроиться под новую логистику», - заключает Перов.

В Европе продолжит расти инфляция, на что ЕЦБ будет отвечать повышением ставки, которая будет давить как на внутренний спрос в ЕС, так и на мировые цены на сырье.

Всемирный банк и МВФ утверждают, что значительного риска глобальной рецессии нет, но последствия антироссийской политики говорят об обратном – украинский кризис начал бить не только по европейской, но и по мировой экономике.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 16.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики